Конкурентоспособность управленческого персонала

Перестройка системы управления народным хозяйством является одним из важнейших направлений экономических реформ в Украине. Особенное место при этом занимают вопросы управления на микроуровне. Поскольку в рыночных условиях предприятие наделено экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей деятельности, то через сформированную должным образом систему управления оно должно обеспечить высокую эффективность функционирования и конкурентоспособность на рынке.

Успех предприятия на рынке зависит от умения приспосабливаться к внешней среде, быстро реагировать на изменения в структуре потребностей потребителей, то есть производить в достаточном количестве именно ту продукцию и услуги, на которые существует спрос. Следовательно, предприятие должно найти свою нишу на рынке товаров и услуг, занять такие конкурентные позиции, которые бы гарантировали высокую доходность и стабильность доходов, без чего невозможно динамичное развитие любой организации.

Содержание конкурентной позиции зависит от того, сможет ли предприятие разрабатывать, выпускать и продавать свою продукцию и услуги с меньшими затратами, чем у конкурентов, обеспечить потребителя оригинальной продукцией или услугами с особыми потребительскими свойствами и послепродажным обслуживанием, а также достигать высокой производительности.

Несомненно, что для этого предприятие должно применять в процессе производства новейшую технику и технологию, а также такие современные методы исследования, как функционально-стоимостной анализ, моделирование, прогнозирование, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др..

Реализация указанных предпосылок достижения успеха организации на рынке напрямую зависит от способностей и умений управленческого персонала внедрять их на практике. Поэтому конкурентоспособность способны руководители и специалисты выступают главными факторами успеха организации на рынке.

Конкурентоспособность управленческого персонала заключается в умении менеджеров быстро и эффективно воспринимать и реализовать ре номанитни нововведения на всех стадиях производственного процесса.

Целесообразно выяснить, какие же качества и черты характера должны иметь конкурентоспособные руководители и специалисты в современных условиях.

Следует отметить, что существует множество списков черт характера и личностных качеств руководителей и специалистов. Так, Ф. Тейлор выделял в идеальных руководителей и специалистов ум, образованность, технические знания, прак тичность, энергичность, решительность, честность, здравый смысл и т.д.. А. Файоль считал, что управленческий персонал должен уметь перед предусматривать, иметь организаторские способности, быть компетентным, иметь хорошее здоровье, развитый интеллект, высокий уровень культуры и морали.

Черты характера и качества, которые должны иметь конкурентные руководители и специалисты, анализируют также теоретики современного менеджмента.

Согласно исследованиям Института Гэллапа, в системе управления США выделяют пять основных требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера:

- Здравый смысл;

- Знание своего дела;

- Уверенность в своих силах;

- Достаточно высокий общий уровень развития;

- Умение доводить начатое дело до конца [7].

В результате проведенного французской фирмой «Коржеф» исследования на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим менеджером?", Во время которого было опрошено 589 человек, работающих на этой должности, получены следующие ответы:

- Внешние данные (1%);

- Авторитет (4%);

- Техническая компетентность (8%);

- Жизненный опыт (10%);

- Неординарность (36%);

- Врожденные способности (41%) [4].

Анализируя требования, предъявляемые к выпускникам Лондонской школы бизнеса, напрашивается вывод, что умения, связанные со знанием дела, производства, наук уступают по значимости параметрам, которые характеризуют личностный потенциал, в частности контактности, умению работать с людьми, внешнему виду и хорошим манерам , здоровому образу жизни и чувству юмора, широте интересов и привлекательности.

М. Вудкок и Д. Френсис считают, что менеджеры должны уметь эффективно управлять собой и своим временем; осознавать свои личные ценности и цели; постоянно развиваться и самосовершенствоваться; быстро и эффективно решать те или иные проблемы; оказывать влияние на окружающих, не дожидаясь непосредственных указаний сверху; эффективно использовать человеческие ресурсы; помогать подчиненным оперативно овладевать новыми методами и навыками; создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе [3].

Следует отметить, что большинство специалистов в области управления считают, что конкурентоспособные руководители и специалисты должны обладать следующими тремя основными навыками:

а) техническими - способность выполнять работу;

б) коммуникативными - умение эффективно общаться;

в) аналитическими - способность к мышлению.

Применение этих навыков напрямую зависит от уровня управления [6]. Поскольку руководство достигает своих целей с помощью других людей, то на всех уровнях управления необходимо иметь безупречные коммуникативные навыки.

Руководителям высшего звена (президенты, вице-президенты компаний) приходится уделять много внимания и времени анализа информации, такой как тенденции развития отдельных регионов, тех или иных отраслей, экономики в целом, развития НТП и т.д., а также принятию соответствующих решений на основе этого анализа, поэтому они должны иметь аналитические способности.

Что касается руководителей среднего звена (главные бухгалтеры, главные инженеры и другие руководители организационно-производственных служб предприятий), то обязанности этой категории руководителей заключаются в распределении задач между структурными подразделениями, контроле за их выполнением, а также в выполнении распоряжений вышестоящего руководства и в подготовке для них необходимой информации. Поэтому руководителям среднего уровня более необходимые технические навыки, чем аналитические.

И наконец, руководители низшего звена (мастера, бригадиры) контролируют деятельность ограниченного числа непосредственных исполнителей, а потому для них необходимы, главным образом, технические навыки и меньше - аналитические.

Некоторые авторы современных изданий по проблемам управления группируют качества, которым должен соответствовать управленческий персонал, следующим образом:

- Профессиональные (компетентность в своей области, общая эрудиция, стремление к самосовершенствованию, поиск новых форм и методов работы, умение планировать свою работу);

- Личные (высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье, высокий уровень культуры, оптимизм, уверенность в себе, забота о подчиненных, чуткость)

- Деловые (умение создать организацию, обеспечить ее нормальное функционирование, распределять среди подчиненных задачи, обеспечить условия для эффективного их исполнения, координировать и контролировать деятельность подчиненных; доминантность, стремление к власти, личной независимости, лидерства, смелость, решительность; контактность, коммуникационных, умение повести за собой других, инициативность, способность управлять собой, своим поведением, взаимоотношениями с окружающими, стремление к нововведениям, готовность идти на разумный риск и т.п.) [2].

В экономической литературе существует также подход, согласно которому требования конкурентоспособного менеджера делятся на две группы: знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области как менеджмент, умение работать с людьми [5].

Следует отметить, что в условиях социально-экономической нестабильности управленческий персонал должен своевременно реагировать на явления, связанные с кризисами, инфляцией, безработицей, уметь перестраивать работу своей организации и снижать уровень риска. Руководители и специалисты обязаны прогнозировать, предвидеть и заранее принимать необходимые для обеспечения надежности, безопасности и стабильности функционирования организации мероприятия. Для этого им необходимо иметь реалистичные взгляды на действительность, уметь быстро ориентироваться в различных ситуациях, органично сочетать полученные новые знания с приобретенным ранее опытом, уметь организовывать работу подчиненных, быть всегда готовыми к самостоятельному выполнению любого произ-ничего задачи, оставаясь энергичными и уверенными в достижении положительных результатов.