Макропозиционирование стран в процессе Североамериканской интеграции

Образование НАФТА и начало ее функционирования соответствует логике развития интеграционных процессов, происходящих в мире.

Эти процессы в последнее время можно охарактеризовать формированием и интенсификацией сотрудничества экономических группировок. Некоторые специалисты считают НАФТА своеобразным откликом, ответом США на углубление интеграции в Западной Европе, попыткой создать противовес мощному Европейскому Союзу. Определенным образом оно так и есть.

С 1 января 1994 г. вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле, что свидетельствовало об образовании в Северной Америке крупнейшего в мире рынка с населением 360 млн человек и годовым объемом производства, что составляет 6-7 трлн долларов. Североамериканское Соглашение возникла на основе Канадо-американской Соглашения о свободной торговле, которое было подписано в сентябре 1988 г. после нелегких длительных переговоров.

Подписав НАФТА, Канада, США и Мексика сделали выбор в пользу региональной интеграционной модели, который следовал из экономических интересов, опираясь на тот неоспоримый факт, что при общем увеличении мирохозяйственных связей их наращивание в пределах регионов идет опережающими темпами. На базе этой тенденции и в качестве ее политико-юридического оформления происходит образование региональных интеграционных группировок, что дает дополнительный импульс для нового скачка в плане интенсификации внут-ришньо-региональных экономических связей.

Водночас подобные региональные группировки имеют потенциал превращения в замкнутые экономические блоки, что может негативно повлиять на мировую торговлю.

Будет ли такой сценарий реализован в Северной Америке? Вряд ли. Хотя на первый взгляд кажется, что тупик на переговорах ГАТТ, обострение противоречий между США и ЕС, рост торговой напряженности между США и Японией побуждают НАФТА к эволюции в этом направлении. Но слишком большое проникновение США в мировую экономику и неприятие в Канаде и Мексике идее трехстороннего замкнутого блока, способного избавить обе страны внешних противовесов доминирующей присутствия США, чтобы это произошло.

Развитие североамериканских интеграционных процессов имеет надежные экономические основы - тесное взаимодействие национальных экономик, интеграционные процессы в Северной Америке имеют определенные отличия от западноевропейской модели. Здесь давно существовали предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на микроуровне. Такое положение вещей решал целый спектр вопросов и задач региональной интеграции без всякого юридического оформления (в виде сделок). Неравенство сил крупного капитала стран наряду с "свободой рук" для частного бизнеса придают североамериканской интеграции неравного характера.

Мотивы участия США в НАФТА достаточно хорошо известны. Идя на создание зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой, США стремятся гарантировать себе беспрепятственный доступ к богатым ресурсам своих соседей. Итак, при выполнении условий Соглашения всего выиграют США. Во-первых, устранение таможенных тарифов (рис. 1) (на товары США они составили в Мексике 10%, а на мексиканские товары в США - 4%) приведет к значительному увеличению экспорта товаров из Соединенных Штатов в Мексику, к прорыву в просторный мексиканский потребительский рынок.

Во-вторых, в условиях интенсификации глобальных интеграционных процессов Мексика играет роль "коридора" в перспективных рынков Америки. Рассмотрим содержание этих пунктов подробнее. Мексика в НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только торговых барьеров, но и либерализацию режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и другие аспекты обеспечения "прозрачности" границ между тремя странами Северной Америки. Подавляющее большинство этих барьеров уже елиминована, остальное будет демонтирован в ближайшее время. Полная их ликвидация и слияние трех национальных рынков ожидается через 12-15 лет.

В-третьих, значительные инвестиции США и Канады в экономику Мексики будут способствовать развитию промышленности и росту благосостояния населения страны, что позволит потреблять товары американского производства. Но существует и другая сторона медали. Ликвидация тарифов способствовать процессу массового перебазирования производств из США в Мексику, где рабочая сила намного дешевле.

Необходимость присоединения Канады в НАФТА понятна, поскольку ее промышленность Экспортоспособная, но только треть предпринимателей имеют возможность заниматься экспортной деятельностью. При подписании НАФТА Канада стремилась, во-первых, сохранить преимущества, которых приобрела в результате заключения Соглашения с США, во-вторых, усовершенствовать решения споров со своими основными торговыми партнерами - США и Мексикой и, в-третьих, получить доступ на мексиканский рынок, быстро растет.

Разумеется, статус привилегированного партнера Соединенных Штатов, получила Канада, не означает, что пришло штиль в их отношениях. Это, пожалуй, невозможно, когда речь идет об объемах торговли, крупнейшие в мире между двумя странами (см. табл. 1). Только в течение 1994 г. Канада прошла в отношениях с США конфликтные периоды в сфере купли-продажи таких важных экспортных товаров, как пшеница, древесина, сталь, а Вашингтон ввел антидемпинговые пошлины. Но даже эти торговые мини-войны, для предотвращения которых используются механизмы двустороннего и трехсторонней комиссии по разрешению споров, возникающих в рамках НАФТА, скорее свидетельствуют в пользу его заключения, чем против.

Несмотря на всю детерминированность позиций Канады в подходе к настоящему Соглашению, присутствуют достаточно самостоятельные политические моменты. Нельзя согласиться с утверждением о том, что НАФТА ведет к большей зависимости Канады от США. По нашему мнению, апогеем такой зависимости была двусторонняя Соглашение. Напротив, в рамках НАФТА Канады появилась возможность блокирования с Мексикой, а в перспективе и с другими странами.

Канада, как и Мексика, не склонен идти по пути развития интеграции вглубь, то есть к созданию на базе НАФТА группировки наднационального типа с неизбежной передачей в его органов определенных суверенных функций и атрибутов собственной государственности.

НАФТА уже действует более четырех лет, но еще рано делать определенные выводы, исходя исключительно из статистических данных. Влияние НАФТА трудно разграничить с влиянием других рычагов экономической политики и по результатам торгового бума и выздоровлением экономики Мексики (наблюдается определенное экономическое оживление после рецессии). Но все равно можно утверждать, что сторонники трехстороннего Соглашения имеют основания для удовлетворения первыми результатами ее действия.

Только за первые годы действия Пивничноамерианськои Соглашения торговля США с Канадой и Мексикой увеличилась почти вдвое по сравнению с объемами торговли со странами, не являющимися участниками НАФТА. Американский экспорт в Мексику увеличился на 22%, а импорт из Мексики - на 23%. Рост экспорта, в свою очередь, способствует созданию новых рабочих мест. Кроме этого, важность и ценность НАФТА определяется еще и тем, что многие вопросы, например, касающихся механизма разрешения споров и некоторые другие, решено лучше, чем, скажем, в документах ГАТТ.

В отличие от администрации Буша, которая стремилась копировать мексиканский пример на все новые страны Латинской Америки, команда Б. Клинтона решила не спешить с расширением Северо-Американской зоны свободной торговли, поскольку слишком быстрое расширение ЗСТ, обещая неконтролируемый приток дешевой продукции на рынок США, противоречит курсу Клинтона на относительно большую защищенность американских рабочих и рабочих мест.

Перспектива превращения НАФТА в замкнутый протекционистские группировки типа ЕС пока не устраивает американский бизнес - очень мощные и весомые его глобальные интересы. Такая перспектива не более резервной позицией на случай, если в мире логика торговой войны станет доминирующей. К тому же против такой перспективы единодушно выступают руководители Канады и Мексики. Для этих стран она является неприемлемой, поскольку сулит закрепление за ними роли экономических придатков США, лишая их каких-либо альтернатив и возможностей хотя бы частично, в противовес сдерживающие американском присутствии, использовать фактор диверсификации внешнеэкономических связей.

Согласно прогнозам специалистов в ближайшие 10 лет следует ожидать усиления притягательной функции США относительно стран обеих Америк. Предполагается, что в начале следующего века ПивничноамерыКанска Соглашение о свободной торговле превратится в американскую зону, в которую наряду с США, Канадой и Мексикой войдут Аргентина, Бразилия, Панама, Чили и другие страны.

"На базе НАФТА образуется мощное экономическое объединения в современном мире. Со временем на его основе состоится поэтапная интеграция стран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страны Западного полушария ", - так оценивает значение этого события Збигнев Бжезинский [6]. Иначе говоря, НАФТА - это лишь первый шаг США к созданию под их эгидой единого крепкого группировки от Аляски до Огненной Земли, о чем немало писалось в американской прессе в последнее время.

Интегрированная Америка с ее геополитическими и геоэкономическими возможностям значительно усилит свое влияние на мировое сообщество.