Приватизация как фактор трансформации

Сегодня перспективы выхода экономики страны из кризиса связываются с такими факторами: проведением приватизации, стабилизации законодательства, кредитам развитых стран, изменениями в сфере налогообложения и валютного регулирования, которые будут направлены прежде всего на повышение инвестиционной привлекательности экономики Украины.

Охарактеризуем одно из главных направлений преобразований - реформирование отношений собственности. Особенностью условий осуществления реформирования отношений собственности в Украине (как и в других странах бывшего Советского Союза) является то, что изменение модели социально-экономического развития совпадала по времени с кризисными явлениями в экономике, а активизация инфляционных процессов привела к обнищанию значительной части населения и существенного ограничения средств, которые могут быть мобилизованы на приобретение имущества. Кроме того, не способствует крупномасштабным преобразованиям в отношениях собственности неразвитость рыночной инфраструктуры, а также ограничения в течение длительного времени предпринимательской активности населения, отрицательное отношение к частной собственности.

Приватизация не является самоцелью, а имеет целью повышение эффективности производства, мотивации к труду. Предполагалось, что приватизация автоматически приведет действие рыночных регуляторов экономики, а это в свою очередь будет способствовать экономическому росту. Однако этот процесс оказался слишком противоречивым и сложным, чем представлялось в его начале. Именно в приватизации достаточно отчетливо проявились компромиссы между политическими силами, действующими в обществе. Следует подчеркивая лить, что эффект от приватизации проявляется в различных сферах обще-ных отношений, и его необходимо оценивать на разных этапах системных преобразований.

Так, положительные последствия приватизации становятся ощутимыми, главным образом, на среднесрочном и долгосрочном этапах, а для корот кострокового более закономерен преимущественно негативный эффект.

На краткосрочном этапе (3-5 лет) имеют место такие явления, как неэффективность микро-и макроуровня, проведения приватизации в «диких формах», финансовая нестабильность, отсутствие инвестиций, формальное распределение прав собственности, коррупция и мошенник ство, отмывания теневых капиталов. В социальной сфере возможны значительные социальные конфликты, рост уровня безработицы, снижение заработной платы. С другой стороны, в этот период закладываются основы для формирования частного сектора экономики, рынка ценных бумаг, происходит осознание новых мотиваций и формируются новые стереотипы поведения.

На среднесрочном этапе (5-8 лет) наблюдается повышение эффективности микроуровня, реструктуризация экономики, формирование частного сектора, демонополизация и создание конкурентной среды. На этом этапе происходит формирование устойчивого «среднего класса», становления демократических институтов и восприятие института частной собственности. Однако этого еще не

достаточно для ощутимых положительных сдвигов на макроуровне, которые проявятся в долгосрочном этапе (9-15 лет). Этот этап харак ризуется финансовой стабилизацией, ростом инвестиций, ростом заработной платы, четким и стабильным законодательством.

К величайшему сожалению, процесс приватизации в Украине оказался оторванным от интересов развития производства в стране. Приватизация, по сути, сейчас меняет только форму собственности предприятия, но не обеспечивает новым владельцам никаких перспектив развития в постприватизационный период. А такие предпосылки развития и эффективной работы предприятий должны закладываться еще в процессе их подготовки к приватизации. Надо иметь в виду то важное обстоятельство, что следствием массового банкротства приватизированных предприятий будет потеря вложенных средств в эти предприятия гражданами Украины, а их работника - еще и рабочих мест, и это может стать мощным источником социальных конфликтов в стране.

Одной из ключевых проблем проведения приватизации является оценка стоимости государственного имущества. Весьма поучительным является подход к оценке имущества объектов приватизации в бывшей ГДР. Целью приватизации была не финансовая выручка, а создание мощной конкурентоспособной современной промышленности, которая гарантирует не только сохранение имеющихся рабочих мест, но и создание новых. Оценке предприятия предшествовала оценка предпринимательской концепции покупателя: сумма капитала, которую новый владелец инвестирует в данное предприятие, его предложения по развитию новых технологических и экологически чистых процессов, освоение новых видов продукции, сохранения рабочих мест. Исходя из этого и определялась умный реальная цена предприятия, приватизировалось. Иногда покупная цена предприятия была чисто символической и составляла одну марку ФРГ, особенно для экологически опасных предприятий, на которые трудно найти покупателя, готового инвестировать огромные суммы в техническое перевооружение и сохранение рабочих мест.

Применяемые сейчас методы оценки имущества в Украине прежде имеют целью максимизировать выручку от продажи государственного имущества и пополнить за счет этого бюджет государства, а не создать условия, обеспечивающие эффективное функционирование приватизированных предприятий, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, а также массовое участие граждан Украины в приватизации. Поэтому для обеспечения эффективной работы приватизированных предприятий, активизации процессов приватизации, более широкого привлечения к ней граждан Украины (не только как владельцев приватизационных сертификатов) следует принципиально изменить подходы к оценке стоимости имущества. Прежде эта стоимость должна определяться отнюдь не фискальными интересами. Критериями успешной продажи государственного имущества должны стать такие (перечисляем их в порядке значимости):

- Обеспечение эффективного функционирования предприятия после приватизации и сохранения определенного количества действующих рабочих мест или создание новых;

- Гарантии покупателя на вложение определенной суммы средств в техническое перевооружение предприятия;

- Приемлемая цена продажи предприятия как для государства, так и для покупателей.

Поэтому предлагается оценочную стоимость имущества, определенную по выбранной методике, использовать только для учета масштабов приватизации государственной собственности. Ведь только в таком случае стоимости государственного и приватизированного имущества будут сопоставимыми.

Следует подчеркнуть, декларируя необходимость продавать имущество по рыночной цене, мы не берем во внимание, что рыночная цена отражает конкурентоспособность производимой продукции, и может быть не только выше базовой, но и ниже, особенно в периоды кризисных явлений в экономике и их структурных перестроек. Поэтому, на наш взгляд, при оценке имущества предприятий следует принимать во внимание целый комплекс важных аспектов - их финансовое состояние и прибыльность, уровень техники и технологии, изношенность основных фондов, кон-конкурентоспособность продукции, требования экологической безопасности и сохранения рабочих мест. Так, цена продажи предприятия должна определяться для каждого объекта конкретно, с учетом его особенностей. Большинство предприятий сферы торговли, услуг и питания, объектов незавершенного строительства, высокодоходные предприятия, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, могут приватизироваться на коммерческих конкурсах и аукционах, а изначальная цена может определяться органами приватизации как собственниками и быть значительно выше оценочной стоимости имущества (хотя, как показывает опыт аукционов по продаже объектов «малой» приватизации, чем низкие начальные цены, тем больше заинтересованных сторон они привлекают и тем выше конечные цены продажи). Но большинство предприятий Украины имеют физически изношенные и морально устаревшие основные фонды, выпускают неконкурентоспособную продукцию, экологически опасные, низкорентабельные или даже убыточные, поэтому при оценке их имущества нельзя ориентироваться на максимизацию финансовой выручки в бюджет государства. Следовательно, в случае, когда покупатель гарантирует необходимую сумму капитальных вложений в развитие предприятия, внедрение экологически чистых технологических процессов, освоение новых видов продукции, сохранения рабочих мест, то покупная цена такого предприятия может быть и значительно ниже его оценочной стоимости.

Это лишь некоторые аспекты реформирования отношений собственности. Приватизация не может рассматриваться вне социальными (институциональными) и экономическими составляющими процесса общественной трансформации, которые представляют собой динамическую систему, каждый элемент которой оказывает существенное влияние на другие, видоизменяет и обусловливает их.