Институциональные факторы переходной экономики

Ориентация экономической политики на построение экономической системы, в основе которой заложена идея рыночных механизмов с социальной ориентацией, предусматривает решение проблемы трансформации плановой экономики в рыночную. Успехи в этом зависят от темпов либерализации всех сторон общественной жизни, то есть создание социальных, политических, правовых, экономических предпосылок для рыночного реформирования. Исходя из этого, логика экономического развития требует определенной соответствия между темпами либерализации и улучшения состояния экономики. Но в практике экономических преобразований Украины этот тезис не подтвердилась. Наоборот, почти все показатели, свидетельствующие о состоянии экономики, начиная с 1991 г.со времени обретения Украиной независимости, ухудшаются. Сравнительный анализ экономических показателей Украины с другими странами, в том числе и с постсоциалистическими, не в ее пользу. Обнищание народа о-довжується, растут расслоение и социальная напряженность в обществе. Так, коэффициент Джинни*, что касается дохода на душу населения, с 1988 по 1995 год вырос в Украине более чем вдвое - с 23 до 47 и является одним из наиболее высоких среди европейских постсоциалистических стран. Для сравнения - этот показатель вырос: в Беларуси - с 23 до 28; в Польше - с 26 до 28; в Словакии - с 20 до 19.

Это свидетельствует о резком росте неравенства в доходах населения Украины. А если учесть, что это неравенство увеличивалась вместе с постоянным уменьшением абсолютных объемов ВВП, то можно сделать вывод, что это обогащение одних и обнищание других происходило за счет нарушения социальной справедливости и перераспределения национального богатства в процессе трансформации экономики.

Возникают существенные вопрос: кому и за что платит общество? Сколько и как долго это будет продолжаться? Можно ли предотвратить этой платные или по крайней мере уменьшить цену?

Властные структуры пытаются убедить широкие слои населения, что эти затраты необходимы и даже закономерны. Политические деятели, которые стремятся к власти (пока не пришли к ней), критикуют власть за высокую цену трансформации и обещают уменьшить ее и сократить срок платные. Почти все, в том числе и подавляющее большинство экономистов, утверждают тезис: "Чтобы было лучше в будущем, надо чтобы было плохо сейчас". При этом часто проводят аналогию с больным, которому делают больно или дают горькие лекарства, чтобы было лучше потом. Заметим, что любые аналогии несут в себе элемент упрощения и требуют деликатности по их применению. Кроме того, забывают, что лучше предотвратить заболевание, чем лечить болезнь, а если уж лечить, то с учетом состояния организма больного надо применять обезболивающие препараты, чтобы предотвратить болевом шоковые.

Что касается экономики, то при желании можно предотвратить ее болезни, поставить барьеры на пути движения ее неурядиц, остановить ее спад и направить ее в русло постоянного роста и повышения на этой основе благосостояния населения. Понятно, что для этого нужно общественное стремление и общественное единство в действиях. И вообще, согласно постулатам общеэкономической, особенно "чистой" экономической теории, развитие экономики не может быть регрессивным.

Это противоречит логике развития экономических процессов и явлений. Если экономика достигнет определенного уровня своего развития, обусловленного уровнем производительности общественного труда, то при прочих равных условиях, экономика удерживает этот уровень через самообеспечения достигнутого равновесия именно на этом уровне.

В основе развития экономической системы лежат объективные экономические законы, действие которых подчиняет логику развития экономических процессов и явлений, которая требует, чтобы общественный труд как источник общественного богатства и условие жизнеобеспечения общества вы-

користовувалась рационально, в максимально целесообразной форме.

Экономические отношения как базовый элемент экономической системы представляют собой поведение рационально мыслящих и оптимально действующих субъектов, которые преследуют общую цель: максимизировать результат

и минимизировать усилия в процессе его достижения. Именно это положение содержится в основе действия "невидимой руки" . Смита как фактора саморегуляции экономической системы, основанной на рыночных принципах. А если общественная система обеспечивает условия для реализации "оптимума Парето"*, то ухудшение экономической ситуации теоретически невозможно.

Итак, современное состояние экономики Украины не имеет объяснения с точки зрения "чистой" экономической теории. Ответ на этот вопрос следует искать вне экономическими факторами поведения индивидуумов как носителей высокоорганизованной материи, а соответственно вне постулатами общеэкономической теории.

Экономические отношения - это составляющая общественных отношений, которые, кроме экономических, включают в себя социальные (со всей гаммой их составляющих), политические, правовые. Видимо, именно они и существующие в них институты и их структуры способны искажать экономическое поведение индивидуумов, нарушать рациональность и общественную оптимальность действий. Поэтому причины экономических успехов или проблем трансформации общества следует искать в наличии и качественном состоянии институтов, которые сопровождают и обеспечивают эту трансформацию. Теоретическую основу этого положения находится в институционально-эволюционной экономической теории.

Не прибегая к детального анализа сути институционализма (это - отдельная проблема экономической науки), следует выяснить его исходные положения с целью понимания сути того, что будет рассматриваться ниже. Институционализм как течение экономической мысли возник в США в начале ХХ в. как реакция на формализацию в толковании экономических явлений со стороны "чистой" экономической теории и неудачи последней объяснить эволюционные изменения в экономической системе капитализма. В своем развитии институционализм прошел определенные этапы, имеет относительно самостоятельные направления. Он получил поддержку ведущих ученых мира и сейчас находится на острие теоретических исследований. Без перебор-увеличения можно сказать, что подавляющее большинство фундамен-тальных экономических проблем современности невозможно решить без учета основных положений институциональной теории.

Институт в наиболее широком употреблении, в том числе в аспекте экономических исследований, - это элемент общественной структуры исторической формы организации и регулирования общественной жизни, совокупность норм, привычек, ценностей, организационных структур, культурных императивов, устойчивых форм поведения людей [3].

Сама экономическая система может быть представлена как набор экономических институтов, в которых находится индивидуум и характеристиками которых предопределяется его поведение. Но экономическая система является составной общественной системы, в которую входят другие подсистемы, которые, в свою очередь, также институтийовани. Все вместе они обеспечивают функционирование общественной системы как органического целого. Все составляющие системы взаимодействуют между собой, деформируя "чистоту" проявления каждой подсистемы и ее составляющих. Хотя эффективность экономические ной системы обусловлена экономическими институтами, на нее влияют институциональные формы организации других подсистем, а именно: формальные и неформальные нормы, инстинкты, привычки, традиции, общая ментальность населения и т.д.

Общественная жизнь протекает в пределах и под влиянием определенных институтов, обусловлено и регламентировано ними, развивается вместе с их формированием и функционированием. Общественные отношения как поведение индивидов во всей многогранности их форм и норм относительно своего жизнеобеспечения и жизнедеятельности формируются и функционируют в пределах определенных институтов. Эти институты, в свою очередь, формируются, формализуемы и структурируются организационно. Так, брак - это не только общественное отношение, но и формализованный правовой институт, который структурирован как социальный институт семьи, а с точки зрения проблем жизнеобеспечения, в свою очередь, он формируется, структуру-ется и организуется в экономической институт домохозяйства. Именно домохозяйство как экономический институт является составной частью экономической системы, взаимодействует со всеми ее подразделениями и соответствующими институтами и вместе с ней является частью общественной системы и составляющей ее институтов. Поэтому трансформацию экономической системы нужно рассматривать с учетом состояния институтов общественной системы, а анализ этого процесса - как институциональный анализ.

Согласно институционально-эволюционным подходом к проблемам рыночной трансформации экономической системы Украины необходимо выяснить реальный институциональный состояние всей общественной системы, определиться с качественными характеристиками составляющих этой системы и условиями, которые привели именно к такому состоянию. Только после этого можно ставить реальные задачи и разрабатывать пути их осуществления.

В настоящее время в Украине существует общее убеждение, что страна находится в глубоком экономическом кризисе. С этим согласиться никак нельзя. Современное состояние Украины можно охарактеризовать как состояние всеобщего хаоса общественной системы, находящейся в фазе неопределенной трансформации.

В глубокой общей системном кризисе был Советский Союз, в результате чего он и распался. Зато с большой степенью спонтанности возникли самостоятельные государства, в том числе и Украина. И хотя в Украине существовали все необходимые формальные институты государственности, была в определенной форме структурированная экономика, республика имела в своем распоряжении большой научно-технический, производственный и сырьевой потенциал, общественность Украины не была готова к соответствующих институциональных преобразований во всех сферах общественной жизни, которые бы обеспечили стабилизацию положения и дальнейшее прогрессивное развитие. Особенно эта неподготовленность оказалась в экономической сфере - основополагающий сфере жизнеобеспечения общества в целом и каждого человека в частности.

Современное состояние экономики Украины порожден не столько объективными, сколько субъективными причинами. Это результат преступной некомпетентности, а может, в определенной степени и компетентной преступности политических и экономических структур, которые оказались у власти и стояли у истоков политических и экономических преобразований.

Сами экономические преобразования происходили и происходят и сейчас без опоры на творческий потенциал экономической науки. Об этом свидетельствуют публикации ведущих ученых-экономистов Украины на страницах периодических экономических изданий. Сам директор Института экономики НАН Украины академик Лукинов И. И. в своих публикациях говорит о состоянии экономики Украины и пути решения ее проблем как сторонний наблюдатель, которому больно за все невзгоды и который бессилен сделать для их устранения [4].

Экономическая наука по своей сути - общенациональная, однако сама экономика сугубо национальная. Она строится, функционирует, развивается и реформируется с учетом социально-исторических условий конкретного общества, хотя и подчинена общим принципам эволюционного развития систем и соответствующему системному анализу. Реформирование экономической системы в направлении трансформации ее в рыночную началось с реформирования института собственности через механизмы приватизации.

Ликвидация института монополии государственной собственности и создание институтов частной и акционерной собственности через разгосударствления не дали и не могли дать желаемых результатов с точки зрения повышения эффективности роздержавлених предприятий. И это не могло быть иначе, поскольку не было учтено специфичность реальной жизни хозяйственных агентов и социально-психологический климат в обществе на время приватизации. Прикрываясь идеями либерализации экономики как необходимого условия формирования рыночных отношений и руководствуясь собственными клановыми интересами, властные структуры предоставили администрациям предприятий и ведомств неоправданно широкие полномочия по распоряжению продукцией и объектами собственности государственных предприятий вплоть до права самостоятельного выхода на международный рынок.

В этих условиях при отсутствии независимого контроля со стороны государства и соответствующих институтов, регламентирующих деятельность и поведение хозяйственных субъектов, усилилась тенизация экономики, началось массовое разворовывание национального богатства Украины и вывоз его за границу без возврата выручки за проданную, как правило, по демпинговым ценам, продукцию; деньги оседали на частных счетах и никто за это не нес ответственности, хотя в Украине и функционировали все ветви власти [5]. Тем самым было положено начало институт коррупции на всей территории Украины и почти на всех ступенях власти. Коррупция здесь рассматривается в самом широком смысле этого слова как подчинение властными структурами общественных интересов личным или клановым интересам и получения в результате этого определенной выгоды. Дальнейшее усиление негативных явлений, что привело к общественного хаоса, связано с механизмом разгосударствления и приватизации.

Теперь, после завершения массовой приватизации, можно сказать, что идея разгосударствления разрабатывалась не в интересах всего населения Украины и проводилась без соблюдения элементарных норм социальной справедливости. Она так и осталась непонятной для подавляющего большинства населения.

Плодами приватизации воспользовались те же самые номенклатурные структуры, которым были известны все недостатки системы, что реформировалась, и они смогли воспользоваться этим в своих интересах. Иначе как можно объяснить наличие богатых и очень богатых людей с миллионными состояниями в долларовом исчислении, когда они имели право на приватизацию имущества, эквивалентного одном приватизационном сертификата и 50 процентов его стоимости через взносы в денежной форме. Кроме того, следует отметить, что приватизационный сертификат был имен-им и свободного обращения не имел.

Приватизация, или правовое закрепление объекта собственности по определенным индивидом или коллективом, автоматически не решает проблемы рационального и эффективного его использования в интересах личности и общества. Для обеспечения качественно более высокого уровня развития экономической системы по сравнению с ее прошлым состоянием необходимо сформировать принципиально новую институциональную среду. Реформирование собственности должно осуществляться не только с учетом экономической целесообразности, но и состояния политических, социальных, правовых факторов, а также с учетом состояния моральных, этических факторов, менталитета народа.

Государство не создало определенных нормативных институтов правового обеспечения трансформационного процесса. В условиях отсутствия сильных формальных институтов поведение людей регламентируется неформальными институтами, которые в большинстве своем далеки от совершенства. Под неформальными институтами понимаются: общее состояние общественных инстинктов, традиций, привычек, культурных императивов, моральных и этических норм, которыми люди руководствуются в процессе собственной жизнедеятельности. Именно через призму неформальных институтов воспринимаются формальные, и чем больше деформированные неформальные, тем сильнее и жестче должны быть формальные институты.

Украина пришла к самостоятельности с социальной психологией, далекой от демократических начинаний и с общественным менталитетом двойной морали в восприятии и осуществлении формальных и нефор-неофициальных норм. Причем эта раздвоенность присуща всем социальным слоям населения. Так, поведение номенклатуры была ориентирована на возможность игнорирования формальных норм, а то и пренебрежение к закону, в зависимости от ступени политической или экономической власти, которую занимала та или иная личность. При помощи института всевозможных льгот и привилегий, этого института узаконенного беззакония, такая норма входила в обычай и воспринималась народом как нормальное явление.

Все это нельзя ликвидировать в то же время, оно в'їлось во все поры общества и для исправления положения необходимо реализовать основополагающие принципы теории порядке, производственной и деловой этики, института доверия и т.д.

Период трансформации характеризуется состоянием неопределенности всей общественной системы и ее составляющих. В этих условиях на полную силу сказывается степень деформирования неформальных институтов, что становится препятствием к стабилизации. И именно теперь, когда обостряется кризис морали, психологии, этики и других социально-культурных учреждений, необходимо активное вмешательство государства в процесс становления новой институциональной системы, создание другого институциона-льного среды, в котором не было бы места произволу деструктивных элементов. Все усилия государства должны быть направлены на создание совершенной законодательной базы, выработки механизмов реализации законов в жизнь, развитие демократических институтов, решения социальных проблем и изменение менталитета граждан, то есть всех институциональных составляющих, которые обеспечивают трансформацийну стабильность экономической системы, находящейся в состоянии неопределенности.

По своей сути экономика - это эволюционная открытая система, и она подчиняется закономерностям развития систем такого типа, несмотря на то, что эта система может быть в состоянии неопределенности или хаоса. Хаос - это тоже форма организации. Это состояние системы с большой степенью ентропийности*. Именно системы, находящиеся в состоянии трансформации, имеют высокую энтропию [6]. Но именно такие системы, в которых быстро развиваются необратимые процессы, имеют высокую самоорганизацийну динамику. И если отсутствует посторонний организационная сила, которая направляет системообразующие процессы, система сама начинает самоорганизацию, но в таком случае усиливается фактор вы-падковости. Через взаимное согласование случайных факторов вине-сми кооперативные процессы, которые сопровождаются коллективным поведением элементов заново сформированной структуры. Это общие положения самоорганизации и развития эволюционно-открытых систем, действующих по принципу необратимости процессов. Как правило, системы, особенно биологические, организуются в наиболее целесообразные формы, поскольку внешняя среда об'єктивизує их внутреннюю структуру. Относительно социально-экономических систем, то они также структурируются в целесообразной форме. Это общее свойство еволюционизуючих системы в рамках долгосрочного периода.

В краткосрочном периоде общественное развитие может натолкнуться на деструктивные силы, в результате чего возникает так называемый "хреодний" эффект (греч. chre - определен на предопределение; odos - путь), который означает, что система может развиваться не оптимальным путем, и сам развитие может регрессировать. И хотя вследствие изменения социоэкономических условий "хреодний" эффект может исчезнуть вместе с исчезновением среды, что его породило, и общественная система все же пойдет в направлении прогрессивного развития, это развитие может ингибирован в течение длительного времени. И чем сильнее деструктивные элементы влияли на систему в период ее самоорганизации, тем больше это время, тем труднее обратить на оптимальный путь развития. Эти общие положения необходимо учитывать в процессе развития общественной системы Украины.

Экономика Украины находится в состоянии трансформации неоправданно длительный период. Есть подозрение, что на пути ее развития возникает новый деструктивный фактор - "трансформационная стабильность".

Дело в том, что когда экономика долго находится в состоянии неопределенности, отдельные лица и хозяйственные субъекты, руководствуясь инстинктом самосохранения, с целью собственного жизнеобеспечения пытаются приспособиться к этим условиям неопределенности. Каждый занимает свою социально-экономическую нишу, обеспечивая себе собственную стабильность. Эти относительно стабильные микросистемы, что создались в условиях системной нестабильности, начинают сопротивляться изменениям, которые нарушают их стабильность, несмотря на то, что эти изменения позитивны для экономической системы в целом и в конце концов для них самих.

В результате все выступают за прогрессивные изменения, но чтобы эти изменения меньше всего касались каждого, хотя каждый не считает себя деструктивной силой. Такая суб'єктизована объективность мешает трансформацийним позитивным процессам и затягивает время неопределенности. Все это требует консолидации всех сил в обществе и направление их на ускорение трансформационных процессов с целью создания надлежащих условий жизнеобеспечения населения Украины.