Экологический контроль

Экологический контроль. Данный вид контроля осуществляется Государственной экологической инспекцией Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности. Государственная экологическая инспекция обязана обеспечить осуществление экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу: 

 

• транспортных средств, в том числе самолетов, судов, военных кораблей;

 

• грузов, содержащих промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные, химические, радиоактивные и другие опасные для окружающей среды и здоровья людей вещества, средства защиты растений, стимуляторы их роста, удобрения;

 

• всех видов рыб, диких животных и растений, зоологических, ботанических, минералогических коллекций и охотничьих трофеев.

 

Согласно нормативным документам определены пропускные пункты, на которых осуществляется экологический контроль. Кроме этого, определены фиксированные ставки сборов за выполнение работ, связанных с предоставлением услуг при осуществлении экологического контроля.

 

Для оперативного решения вопросов, связанных с прохождением особо крупных партий (более 100 тонн) грузов, подлежащих экологическому контролю в пунктах пропуска через государственный контроль, владельцу грузов необходимо за 30 дней до пересечения границы осуществить предварительную оплату работ, связанных с предоставлением услуг, в областном управлении экологической безопасности, которому подчинены указанные пункты.

 

Сборы за выполнение работ, связанных с предоставлением услуг при осуществлении экологического контроля транспортных средств и небольших партий грузов, уплачиваются непосредственно на границе через отделения банка. В случае невозможности применения безналичной формы расчетов разрешается проводить расчеты наличными через контрольно-кассовые аппараты при инкассации ее в уполномоченном учреждении банка в течение дня осуществления оплаты.

 

Выполняя требования таможенных правил, субъекты внешнеэкономической деятельности несут ответственность за нарушение этих правил. Данные действия могут классифицироваться таможенными органами в двух направлениях:

 

• как контрабанда;

 

• как нарушение таможенных правил.

 

Контрабанда - это перемещение товаров через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или сокрытия от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах лицом или группой лиц, а также незаконное перемещение через границу исторических и культурных ценностей, наркотических средств, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему).

 

Предметом перемещения товаров через границу вне таможенного контроля чаще выступают високооподатковани (подакцизные) товары: сигареты, алкогольные напитки, радиоэлектронная техника или товары, перемещение которых через границу ограничен или запрещен, - оружие, наркотики.

 

В случаях контрабанды таможенные органы только фиксируют и квалифицируют эти незаконные действия, не нарушая дела. Поэтому после обнаружения контрабанды, документального оформления и предварительного дознания они передаются в охранные структуры в соответствии с их компетенцией.

 

Дела о нарушении таможенных правил проводятся таможенными органами с момента выявления нарушения до вынесения постановления о наложении административного взыскания.

 

Что такое нарушение таможенных правил?

 

Нарушение таможенных правил (далее - НТП) - это противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на установленные таможенные правила и за которую ответственность предусмотрена статьями Таможенного кодекса Украины. Ответственность установлена ??за такие действия:

 

1. Неостановка транспортного средства в зоне таможенного контроля.

 

2. Отправление транспортного средства, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможни, а также пограничных войск на границе.

 

3. Причаливание к судну и других плавучих средств, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможни.

 

4. Воспрепятствование доступу таможенной лица таможенного органа в предметов, находящихся под таможенным контролем.

 

5. Непредставление таможенному органу Украины необходимых для таможенного контроля документов, независимо от представления таможенной декларации.

 

6. Недоставление в таможенный контроль предметов и документов в установленный срок, если они находятся под таможенным контролем и перевозятся с одного таможенного органа в другой, а также принятых для вручения таможенному органу Украины таможенных и других документов на эти предметы.

 

7. Повреждение или потеря таможенного обеспечения - печатей, пломб или другого обеспечения, наложенного таможенным органом Украины.

 

8. Грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможни, то есть все погрузочно-разгрузочные работы, исправление повреждений упаковки, распаковка и переупаковка, изменение идентификационных знаков, маркировки при отсутствии согласия таможни.

 

9. Выдача предметов, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможни или их потеря.

 

10. Нарушение обязательства об обратном ввозе или ввоз и несоблюдение сроков, указанных в обязательстве.

 

11. Нарушение обязательства о транзите, а также сроков этого транзита.

 

12. Перемещение предметов через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля либо с использованием тайников и предметов, затрудняющих поиск, придания одним предметам вида других, представление поддельных документов, полученных незаконно, а также документов, являющихся основанием для перемещения предметов при отсутствии признаков преступления, совершение подготовительных действий к таким нарушениям.

 

13. Перемещение предметов через таможенную границу вне таможенного контроля, то есть такое перемещение вне места расположения таможни или время осуществления таможенного контроля, при отсутствии признаков контрабанды или совершения действий по подготовке вышеупомянутого.

 

14. Хранение, перевозка или приобретение предметов, ввезенных на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от него.

 

15. Недекларирование предметов или декларирование их не своим именем (в т. ч., перемещаемых транзитом).

 

16. Использование предметов, в отношении которых предоставлены таможенные льготы, в других целях без разрешения таможни.

 

17. Действия, повлекшие недоборы таможенных платежей.

 

Наиболее распространенными нарушениями, связанными с перемещением товара через таможенную границу, являются:

 

• нарушения, вызванные сознательно неправильным определением количества, качества или таможенной стоимости товара (многие фирмы занижают количественные, качественные и стоимостные показатели товара с целью уменьшения размера таможенных пошлин);

 

• нарушения, связанные с недобросовестным оформлением сертификатов товара для получения таможенных преференций, применяемых к товарам из определенных стран;

 

? фиктивный транзит (нарушения, связанные с нормой украинского законодательства, согласно которой при транзитной перевозке товаров через территорию Украины товары освобождаются от ввозной пошлины, на практике большое количество товаров, задекларированных как транзит и освобожденных от пошлины остаются на территории Украины для реализации ).

 

Можно привести десятки примеров, становятся криминальными источниками дохода отдельных субъектов ВЭД по ряду причин: противоречие законодательства, неотработанность самого механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, забюрокраченисть таможенного аппарата, низкая квалификация работников таможни и т. п.

 

Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил наступает с достижением лицом 16-летнего возраста. Поэтому все граждане (в т.ч. иностранные и лица без гражданства) несут ответственность. Исключением является только иностранцы, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (мера их ответственности разрешается дипломатическим путем). Не может нарушаться дело о нарушении таможенных правил в отношении народных депутатов, судей, прокуроров, а также если совершены действия, предусмотренные соответствующими статьями ТК, при условиях:

 

? крайней необходимости для устранения опасности, угрожающей установленном порядке, если эта опасность не могла быть устранена другим путем;

 

? в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены границ самообороны;

 

? совершения в состоянии невменяемости, в результате временного расстройства психики, душевной болезни или иного болезненного состояния;

 

? если лицо не достигло 16-летнего возраста.

 

При малозначительности совершенного нарушения должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может освободить нарушителя от административной ответственности.