Акцизный сбор

Акцизный сбор. Важным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является акцизный сбор - косвенный налог на высокорентабельные товары (продукцию), включенный в цену товаров. В Украине происходит наращивание поступлений по данному налогу. Так, если в 1999 г. акцизный сбор с импортных товаров было запланировано в размере 859 900 000 грн, а фактические поступления составляли 210 400 000 грн, то в 2000 г. он запланирован в размере 400,0 млн грн, фактически поступило 441 , 3 млн грн, на 2001 запланировано - 595400000 грн. Перечень товаров, на которые устанавливается акцизный сбор и меняются ставки акцизного сбора, утверждается Верховной Радой Украины. Поскольку акцизный сбор на импортные товары является внутренним налогом, то подакцизные импортные товары не могут подпадать по желанию монополии аналогичных национальных товаров под более высокую «наценку», чем та, которую Украина применяет относительно отечественных аналогов. Плательщиками акцизного сбора при экспорте являются субъекты предпринимательской деятельности - украинские производители алкогольных напитков и табачных изделий, а также заказчики, по поручению которых изготавливается эта продукция на давальческих условиях. Плательщиками акцизного сбора при импорте товаров являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, независимо от даты их регистрации, и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и ввозят товары (продукцию) на таможенную территорию Украины для собственных , производственных нужд или с целью продажи (передачи), реализации на условиях комиссии, а также реэкспорта.

 

В зависимости от субъекта уплаты следует различать два вида акцизных сборов как таможенных платежей: акцизный сбор, начисляемый по грузовой таможенной декларации, и акцизный сбор в неторговому обороте.

 

Акцизный сбор в неторговому обороте уплачивают физические лица, перемещающие подакцизный товар через границу.

 

Объектом налогообложения акцизным сбором товаров являются количественные показатели, а при применении ставки акцизного сбора в процентах - таможенная стоимость подакцизных товаров, ввозимых на территорию Украины, включая изготовленные за пределами таможенной территории Украины из давальческого сырья, реимпортированных, а также товаров, которые возвращаются на таможенную территорию Украины из зоны таможенного контроля, пересчитанная в национальную валюту Украины по валютному курсу Национального банка Украины, который действовал на дату подачи грузовой таможенной декларации с учетом уплаченных сумм таможенных пошлин и таможенных сборов.

 

Сумма акцизного сбора с ввезенных на таможенную территорию товаров и с товаров, произведенных в Украине, направляется в Государственный бюджет. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизного сбора с товаров, импортируемых в Украину, во время таможенного оформления осуществляется таможенными органами, а при реализации (передаче) на территории Украины - государственными налоговыми администрациями.

 

Стоит отметить, что контроль за уплатой акцизного сбора с товаров, подлежащих обозначению марками акцизного сбора, осуществляется таможенными органами совместно с налоговыми организациями. При таможенном оформлении таких товаров подтверждением уплаты акцизного сбора является заявка-расчет на получение марок с отметками о полной уплате сумм акцизного сбора, которые были начислены в соответствии со ставками акцизного сбора и курса валют, установленного Национальным банком Украины.

 

Если в результате изменения этих ставок или курса валют при таможенном оформлении начислено большую сумму акцизного сбора, чем указано в заявке-расчете, импортер должен оплатить эту разницу на депозитный счет таможни. В случае, когда в результате изменения ставок или курса валют при таможенном оформлении начислено меньшую сумму акцизного сбора, чем указано в заявке-расчете, сумма излишне взысканного акцизного сбора и других предметов подлежит возврату владельцу товара по его требованию в течение года с момента таможенного оформления.

 

С момента применения акцизного сбора как мероприятия регулирования импорта товаров произошли значительные изменения. Механизм совершенствовался в двух направлениях: с одной стороны, расширялся или сужался список товаров, которые подпадали под действие данного косвенного налога, с другой, менялся порядок начисления акцизного сбора. Целесообразно заметить, что основными целями применения акцизного сбора являются: фискальная, регулятивная, протекционистская. Поэтому на каждом конкретном этапе эволюции применения данного налога доминировала та или иная цель.