Классификация таможенного тарифа в зависимости от цели и функциональности его применения

Если проанализировать использование таможенного тарифа с точки зрения направления движения товаропотоков, то можно проследить определенную закономерность. Фискальные пошлины применяется для всех видов товаропотоков независимо от направления: экспорт, импорт или транзит. Сфера действия протекционистской пошлины - это исключительно импорт товаров, поскольку все страны заинтересованы в реализации всего национального экспортного потенциала. Преференциальное пошлина используется как при экспорте, так и при импорте товаров.

 

Таможенный тариф существовал еще во времена, когда централизованное государство начинала зарождаться. Тогда он имел в основном фискальный характер, поскольку главная цель заключалась в пополнении государственной казны. В ходе развития общества значение таможенного тарифа как инструмента фиска постепенно уменьшалось, возрастала роль его как эффективного средства проведения торговой политики.

 

В конце XIX и в начале XX в., Хотя и доминировал фискальный подход (таможенный тариф был высок и рассматривался исключительно как источник дохода государства), но вместе с тем высокие таможенные тарифы большинства государств мира защищали национальную экономику от притока английских товаров, в то время , благодаря технической революции, имели высокую конкурентоспособность.

 

Начиная с XX в. наметилась тенденция к снижению таможенных тарифов, ослабла их роль в формировании доходов государства, то есть начала доминировать регулятивная функция. При этом ощущалась значительная потребность в более детализированной дифференциации таможенных ставок в зависимости от товарных групп и конкретных изделий с учетом потребности в импорте, уровне национальных и мировых цен. Такая дифференциация таможенных тарифов требовало научного обоснования, исследование объективных определяющих факторов. Одним из объективных факторов, который начал играть доминирующую роль, стало развитие международного разделения труда, нуждался ослабление протекционистских мер, которые препятствовали расширению мирохозяйственных связей.

 

Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиями технологий, обоснование пошлины за изделиями и группами изделий с учетом внешних и национальных условий производства и реализации.

 

Согласно теории международной торговли, специализация страны на мировом рынке с определенного производства экспортной продукции позволяет не только реализовать конкурентные преимущества страны, но и импортировать товары, которые экономически нецелесообразно производить.

 

Интернациональные издержки производства формируются на основании национальных издержек производства на экспортируемые на мировой рынок и имеют конкурентные преимущества по определенных условиях производства. Определенные преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно низкий уровень национальных цен по сравнению с мировыми. Данная разница между национальными и мировыми издержками и ценами определяется по устойчивой разницей в национальных условиях производства продукции в разных странах и является объективной основой формирования таможенного тарифа.

 

Пошлина - это стоимостная категория. Оно является основным фактором, который повышает цену конкретного импортного (экспортного) товара при его поступлении на национальный рынок страны и позволяет национальным производителям повышать общий уровень цен на отечественные товары и получать дополнительную прибыль. Поэтому нужен индивидуальный подход к обоснованию пошлин по каждому конкретному товара на основе анализа национальных и интернациональных издержек и цен.

 

Если пошлина определяется на основе разницы между мировыми и национальными ценами, то в данной ситуации таможенный тариф выполняет, прежде всего, фискальную функцию - формирование доходной части Государственного бюджета. При этом таможенный тариф стабилизирующим фактором, т.е. выравнивает условия конкуренции для импортных и национальных товаров, не оказывая преимуществ ни одному из них. Анализ импортного тарифа в Украине показал, что основными товарными группами являются продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (28.01-35.07; 38.01-40.01), различные виды тканей (52.01-55.16), изделия из камня, гипса, цемента, асбеста , слюды и др.. (68.01-70.20), различные виды инструмента (82.01-82.15), приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические и др.. (90.01-92.09).

 

Когда же пошлина устанавливается выше разницу между национальными и мировыми ценами, то есть ограничивает допуск на национальный рынок импортных товаров, таможенный тариф выполняет протекционистскую функцию. В современных условиях формирования тарифной политики Украины основным товарным группам, которые подверглись защитный эффект действия импортной пошлины, стали: взрывчатые вещества (36.02-36.06), фотопленки (37.01-37.07), кожа и изделия из нее (41.01-42.02), текстильные изделия (56.01-67.04), ювелирные изделия (71.13-71.18), электроинструмент (85.01-85.48), автомобили 87.01-87.16), оружие и боеприпасы (93.01-93.07), мебель и другие промышленные изделия (94.01-94.06).

 

Если же ввозная пошлина установлена ??ниже разницу между национальными и мировыми ценами, то создаются благоприятные условия для иностранных товаров, выполняется функция стимулирования импорта товаров в страну. Нередко такие товарные группы облагаются чисто номинальной ставке (1-3%), а в основном нулевой ставке. В основном к этой группе относятся товары, использование которых предусмотрено в промышленной переработке, или товарные группы аналогов, которых в национальном производстве не существует, а потребности в потреблении достаточно постоянными, а именно: чистопородные племенные животные (01.01.11000; 01.02.1000; 01.03.10000; 01.04.10100; 01.06.0000), сырье для пищевой промышленности (орехи 08.01.30000; миндаль, фундук 08.02.90.900; перец 09.04; ваниль 09.06; корица 09.06 и под.).

 

Таким образом, установление для различных товаров одинаковой по размеру таможенной ставки не означает, что таможенный тариф должен одинаковую функциональную направленность. Только установление непосредственной зависимости между внутренними и внешними ценами позволяет определить конечный эффект применения таможенного тарифа. Зависимость соотношения цен показывает, что для одних товарных групп пошлина выполняет защитную функцию, для других регулятивную, а для отдельных создает конкурентные условия производства как национальных, так и иностранных предприятий.

 

Размер ставки пошлины - это количественный показатель, то есть он не дает возможности в полной мере отследить эффективность использования таможенного тарифа как инструмента государственного регулирования экономической ситуации в сфере международных экономических отношений. Так, если взять номинальную ставку импортной пошлины в размере 8%, то трудно сказать, какой функциональный эффект достигается при использовании данного вида таможенного тарифа, - протекционистский, фискальный или регулятивный. Поэтому по влиянию на конкретный объект налогообложения (экспорт, импорт) нужно различать номинальный и реальный таможенные тарифы.

 

Номинальные таможенные ставки - это те, которые указываются в таможенном тарифе. Они дают только общее представление об уровне таможенного обложения страны. Реальные ставки свидетельствуют о реальном уровне пошлины на конечные товары и рассчитываются с учетом всех факторов, влияющих на процесс формирования таможенного тарифа, - соотношение между ценами на внутреннем и внешнем рынках, темпы роста инфляции, ухудшение или улучшение платежного баланса, уровень таможенного обложения импортных комплектующих и др..

 

Согласно решениям ГАТТ, к 2005 г. уровень таможенного обложения продукции промышленного производства в развитых странах мира должен составлять 3,8%. То же время снижение среднего уровня таможенных ставок не дает полного представления об уровне реальной протекционистской защиты внутренних рынков развитых стран. Во-первых, сокращение среднего уровня таможенных ставок может произойти за счет ставок, уже потеряли свое торгово-политическое или экономическое значение, несмотря на то, что ставки на «чувствительные» товары остаются высокими.

 

Во-вторых, в условиях сближения уровней производительности труда, издержек производства, внутренних и внешнеторговых цен развитых стран даже сравнительно невысокие ставки таможенного тарифа могут обеспечивать защиту внутреннего рынка.

 

В-третьих, при невысокой номинальной ставке пошлины можно обеспечивать значительный уровень протекционистской защиты внутреннего рынка при дифференциации ставок пошлины на готовую продукцию и сырье и полуфабрикаты, используемые при ее производстве. Чем больше будет разница между этими ставками, тем выше будет эффективный уровень тарифной защиты.

 

Если учитывать, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня защиты, а эффективного, то есть реального. При этом прослеживаются определенные закономерности:

 

• если при производстве конечной продукции не используются импортные компоненты, эффективный уровень таможенной защиты равен номинальному;

 

• если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию и на импортные компоненты одинакова, то эффективный уровень таможенной защиты равен номинальному;

 

• если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию больше, чем ставка тарифа на импортные компоненты, эффективная ставка на конечный товар больше номинальной. Эта зависимость верна и наоборот;

 

• ставка эффективного уровня таможенного тарифа возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции;

 

• ставка эффективного уровня таможенного тарифа снижается по мере роста тарифа на импортные компоненты. Зависимость правильная и наоборот.

 

Номинальная ставка таможенного тарифа может быть только положительной, эффективная ставка может быть как положительной, так и отрицательной в случае, если тариф на импортные компоненты значительно превышает конечную продукцию.

 

На основании расчета эффективного уровня защиты обосновываются применения определенных рычагов внешнеторговой политики государства. Если правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции, то для этого необходимо установить ставку на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если же необходимо защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на самом деле означать более низкий, а иногда отрицательный уровень реального таможенной защиты.

 

Среди факторов, которые оказывают непосредственное влияние на реальный уровень таможенного обложения, одним из главных является стабильность курса национальной денежной единицы. Исследование применения импортной пошлины в Украине показал, что большинство таможенных ставок, которые использовались с регулятивной целью, в основном как инструмент структурного регулирования импорта, после девальвации стали фактически дискриминационными в отношении товаров иностранного производства. Так, адвалорная ставка в 30% на бытовую электротехнику, аудио-и видеотехнику (товарные группы 85.20-85.41) практически блокировала официальный товаропоток, потому что в условиях низкой платежеспособности потребителей уплата всех таможенных платежей приводит к потере конкурентоспособности импортера. При таких условиях снижаются официальные объемы импорта, а субъекты хозяй а-рения усиливают поиск легальных путей минимизации платежей при импорте или нелегального ввоза товаров.

 

Следовательно, при разработке ставок национальных таможенных тарифов должны учитываться следующие критерии определения номинального пошлины:

 

• разница между внутренними (оптовым) и мировыми ценами;

 

• интересы национальных производителей и потребителей;

 

• возможность замены импортной продукции отечественной;

 

• интересы сохранения прямых связей, производственной кооперации;

 

• поощрения или сдерживания импорта товаров в зависимости от степени их обработки;

 

• содействие производству товаров экспортного назначения через систему льгот на импорт сырья и компонентов;

 

• целесообразность ограничения импорта отдельных товаров или повышения доходов бюджета от налогообложения импорта;

 

• возможность маневрирования уровнем пошлины в течении межгосударственных и торговых переговоров для получения встречных уступок..