Таможенный тариф как инструмент экономической политики страны

Одним из наиболее распространенных регуляторов внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф. Практически все страны мира с его помощью решают разносторонние задачи: от защиты отечественного производителя к пополнению государственного бюджета за счет средств, изъятых на границе. Понятие таможенный тариф в узком смысле - это систематизированный перечень размеров пошлины, взимаемой при прохождении товаров через таможенную границу страны, принявшей данный тариф, или группы стран объединили свои государственные таможенные территории в единую таможенную территорию - таможенный союз на основании заключения между ними международного договора. Примером может служить функционирование единых таможенных тарифов на территории Европейского Сообщества. Таможенный тариф содержит детализированный перечень товаров, облагаемых импортным, экспортным и транзитным пошлиной с указанием способа начисления, ставки пошлины, а также коэффициентов надбавок и скидок и перечень товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

 

Таможенный тариф можно рассматривать также как конкретную ставку пошлины, которая применяется при ввозе определенного товара на таможенную территорию страны или вывозе его за ее пределы. В данном случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины при перемещении товаров через таможенную границу страны и может определяться как вид таможенного платежа, взимаемый с товаров и предметов, перемещаемых через таможенную границу государства.

 

Одновременно в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в более широком смысле - как особый инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны в его взаимодействии с мировым рынком, то есть это не конкретная ставка по определенной группы товаров, а средство регулирования внешней торговли, который по терминологии определяется как «тарифный» регулирования. Поэтому иногда такие понятия, как «пошлина» и «таможенный тариф» рассматриваются как эквивалентные.

 

Несмотря на то что пошлина по характеру действия является экономической категорией, его применение может иметь как экономический, так и политический характер. Введение пошлины может быть средством экономического давления на соответствующие государства или создание им режима наибольшего благоприятствования по политическим мотивам. Поэтому, с точки зрения мотивации, целесообразно определить экономическую и торгово-политическую роль таможенного тарифа (см. рис. 1.3). Экономическая роль таможенного тарифа связана прежде всего с тем, что, воздействуя на цену товара и отделяя национальный рынок от мирового, повышая уровень цен на товары, пошлина активно влияет на конкурентоспособность товара, в свою очередь, сказывается и на уровне накопления капитала, темпах развития, нормах прибыли в отдельных отраслях экономики, нивелируя разницу, сложившейся в международных и национальных условиях производства. Поэтому роль пошлины в экономическом контексте заключается в:

 

• создании стоимостного барьера, который повышает цену товара, независимо от примененного экспортного, импортного или транзитной пошлины;

 

• увеличение внутренней занятости. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из расходов потребителей, капиталовложений, государственных расходов, чистого экспорта (под чистым экспортом понимают разницу между экспортом и импортом). Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта стимулирует внут-ришньоекономичний развитие, поскольку увеличиваются доходы и занятость;

 

• стимулировании государством развития отдельных отраслей экономики или предприятий. Прежде всего речь идет о защите молодых отраслей. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции иностранных компаний позволяет отраслям, образующиеся окрепнуть и стать эффективными производителями;

 

• поступлении средств в Государственный бюджет страны;

 

• защиты от демпинга. Таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных конкурентов, которые реализуют свою продукцию по ценам ниже себестоимости.

 

Торгово-политическая роль пошлины:

 

• защищать отрасли от конкуренции иностранных товаров (это не обязательно должны быть слабые в экономическом отношении области и предприятия, чаще самым защитой пользуются именно наиболее развитые, монополизированы области. Цель такой политики - создание национальным производителям условий получения на внутреннем рынке монопольно высокой прибыли как одного из рычагов успешного выхода на внешний рынок);

 

• необходимость обеспечения обороноспособности страны (военно-политический аспект). Защитные пошлины нужны для сохранения и усиления роли отраслей, специализирующихся на производстве стратегических товаров и материалов, необходимых для их обработки;

 

• диверсификация ради стабильности. Доходы високоспециали-циализированных экономик находятся в прямой зависимости от международных рынков. Защита с помощью таможенного тарифа нужен для стимулирования промышленной диверсификации, уменьшает зависимость страны от мировых процессов;

 

• быть инструментом давления на конкурентов с целью получения определенных уступок.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство стран мира, используя таможенный тариф в своей внешнеэкономической политике, решают ряд задач, таких как:

 

• защита экономики от негативного воздействия иностранной конкуренции (таможенный тариф всегда ухудшает конкурентные условия функционирования иностранных производителей на данном рынке);

 

• обеспечение условий для эффективной интеграции страны с мировым экономическим пространством (таможенные тарифы широко используются с целью улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки);

 

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных поступлений и расходов на территории страны (таможенные тарифы влияют на состояние платежного баланса страны);

 

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

 

• рационализация товарной структуры вывоза и ввоза товаров.

 

Итак, по основным функциональным признакам пошлина - это:

 

• регулирования внешнеторгового оборота с иностранными государствами;

 

• источник пополнения бюджета;

 

• защита национального товаропроизводителя.

 

Регулятивная функциональная признак пошлины прежде всего проявляется при регулировании внутренних экономических отношений национальной экономики. Основным объектом регулирования является внешнеторговый оборот, т.е. операции по экспорту и импорту товаров. Благодаря таможенному тарифу, как инструмента внешнеторговой политики, происходит рационализация товарной структуры, поддерживается оптимальное соотношение валютных доходов и расходов государства. Кроме этого, таможенный тариф экономическим инструментом воздействия на внешние экономические отношения страны. С помощью данного инструмента государство может осуществлять контроль над объемами и характером товаропотока, т.е. стимулировать движение товаров или, наоборот, его блокировать. При этом стимулирование может происходить не только в отношении определенной товарной группы, но и товаропотока из конкретной страны или группы стран.

 

Регулятивность таможенного тарифа проявляется также в том, что он является инструментом государственного регулирования цен. Как уже отмечалось, существуют определенные различия между внутренними и мировыми ценами, обусловленные наличием различного уровня затрат на производство и разницей в системе налогообложения. При этом прослеживаются определенные закономерности, а именно: превышение цен над мировыми делает выгодным импорт товаров иностранного производства, и наоборот, низкий уровень внутренних цен стимулирует экспорт отечественных товаров.

 

Углубление данных диспропорций в ценах может нанести ущерб национальным предприятиям, приведет к спаду производства и росту безработицы. Для предотвращения таких ситуаций государство может применять механизм тарифного регулирования: посредством применения ввозной пошлины на импортные товары повышается их цена, которая способствует росту конкурентоспособности национальных товаров, а если возникает необходимость сдержать экспорт определенных товаров из страны, государство через механизм применения экспортной пошлины повышает цену отечественных товаров до необходимого уровня, который уменьшает объемы экспорта.

 

Безусловно, доминирующими функциями применения таможенного тарифа является аккумуляция доходов и защиту национального рынка от иностранной конкуренции. Модели использования таможенного тарифа с целью выполнения фискальной функции могут быть самыми разнообразными. Одна из них базируется на обязательном внедрении пошлины относительно товаров широкого потребления, при этом ставки пошлины удерживаются на низком уровне с целью максиме-зации таможенных поступлений в Государственный бюджет. Низкие ставки пошлины стимулируют импортеров до официального получения импортного груза, а не к поиску контрабандных путей. В свою очередь, широкий охват импортной пошлиной большого количества товарных позиций позволяет стране иметь большие объемы товаров.

 

Фискальной цели может быть достигнуто через таможенное обложение только определенной категории, но при этом ставки пошлины должны быть значительно выше, чем в первом варианте, чтобы сохранить определенный уровень таможенных поступлений. Возможно также использование варианта внедрения единой низкой ставки пошлины на товары, которые пересекают таможенную границу страны, независимо от направления движения, - экспорт, импорт, транзит, но это может иметь только временный фискальный эффект, поскольку реакция торговых партнеров будет адекватной, что снизит объемы внешнеэкономической деятельности.

 

Применение таможенного тарифа всегда выполняет фискальную функцию, поскольку таможенный тариф - это налог, который является средством пополнения государственной казны и покрывается за счет конечного потребителя. Эффект фиска напрямую зависит от таможенной ставки. Если она незначительна, то и эффект от данного налога небольшой, а если размер ставки повышается, то и усиливается налоговое эффект.

 

Импортная пошлина обеспечивает эффект защиты, поскольку таможенный тариф снижает прежде всего ценовую конкурентоспособность товара, в отношении которого он применяется. С увеличением ставки пошлины возрастает его протекционистская направленность как инструмента внешнеторговой политики.

 

Таможенный тариф по своей сути выполняет защитную функцию даже тогда, когда отечественная продукция не вступает в прямую конкуренцию с иностранными товарами. Например, когда страна хочет снизить валютные затраты своих граждан, в связи с проблемами платежного баланса, власть идет на повышение цены на некоторые иностранные товары, хотя аналогичные импортозамещающие отечественные товары отсутствуют с целью временного сокращения потребления.

 

Таким образом, использование таможенного тарифа приводит одновременное действие как фискальной, так и защитной функции. Есть страна, применяя таможенном тарифе (особенно это касается импортных пошлин), решает как проблему аккумуляции доходов, так и проблему защиты национального рынка. Наблюдается определенная закономерность - низкие ставки используются для получения фискального эффекта, а высокие - для эффекта защиты.