Характеристика системы регулирования в Украине

Эволюция развития международных экономических отношений совпадает с эволюцией развития и совершенствованием системы регулирования данного вида взаимоотношений. Поскольку в совокупности международных экономических отношений задействованы и взаимосвязаны интересы не только различных социальных групп и слоев населения, но и разных стран, государство неизбежно становится одним из основных субъектов регулирования данного вида взаимоотношений.

 

При этом становление таможенной системы как одного из факторов развития государства зависит от взаимодействия как объективных, так и субъективных факторов. Поскольку организация таможенной системы - это составляющая политики государства и часть экономической системы, то ее реформирования происходит согласно эволюции экономики в целом. С изменением типов и форм государственности изменений и таможенная политика, что, соответственно, отражалось на качестве таможенных органов в системе регулирования государством экономических процессов.

 

Слово «таможня» происходит от тюркского слова «тамга», означающее в кочевых народов Средней Азии «клеймо», что ставилось на различных предметах как знак собственности. В Древней Руси по монголо-татарского ига «тамгой» называли торговая пошлина.

 

Первые сведения о пошлине на территории Украины относятся к IX в. Основными источниками финансирования Киевской Руси были: уплата дани, плата за судопроизводство, штрафы, пошлины. Заморская торговля составляла основу экономической системы Киевской Руси, так как один из крупнейших мировых товаропотоков «из варяг в греки» проходил через Киев по Днепру, пересекал Черное море и заканчивался в Константинополе - центре торговли Средиземноморья. Не случайно, что одной из первых сделок, заключенных князем Олегом, было соглашение с Византией (911 г.), по которой купцам из Киевской Руси создавались необычайно благоприятные условия. Таким образом, в Киевской Руси пошлина означало налог, уплачиваемый за перевозку товаров, перегон скота через границы определенных территорий.

 

Во времена вхождения Украины в состав Российской империи вопрос таможенной политики были исключительно прерогативой царя. Одним из первых шагов в данном направлении стал приказ Екатерины I от 1724 о «покровительственно таможенном тарифе», согласно которому товары, ввозимые иностранными купцами, облагались пошлиной, а соответственно национальные товары вывозились без помех. Вместе с тем, чтобы погасить реальную опасность уменьшения таможенных доходов, Россия подписала торговые договоры с Англией (1726) и Пруссией (1728 г.) об установлении с данными странами режима взаимного таможенного благосостояния.

 

Так как в экономической теории доминировали идеи меркантилизма, то каждая из стран базировала свою экономическую систему на жесткой политике в отношении импорта товаров. В законодательном порядке были установлены правила провоза товаров через государственную границу, а для осуществления контроля над провозом товаров и начислением таможенных пошлин были созданы специальные государственные учреждения - таможни.

 

Любое нарушение правил, установленных законодательными актами по перевозке товаров и ценностей через границу, получило название «контрабанда», а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.

 

Рост объемов мировой торговли на рубеже XIX в. в целом повлияло на развитие внешнеэкономических связей как целых регионов, так и отдельных стран. В экономической теории стали доминировать положения теорий «сравнительных» и «абсолютных» преимуществ, которые отстаивали беспрепятственный обмен товарами и услугами. За 50 лет (1810-1860 гг) внешнеторговый оборот России увеличился почти в 3,5 раза.

 

Вместе с тем таможенная политика Российской империи отражала протекционистские тенденции. Например, согласно Таможенному тарифу 12 марта 1822 был запрещен вывоз 21 наименование товара и ввоз 301 наименования. Основными базовыми положениями были:

 

• низкое пошлина на товары, необходимые для России, производство которых возможно в стране;

 

• освобождение от пошлины иностранных товаров и продуктов, которые не производятся в стране, но в которых есть потребность;

 

• запрет ввоза товаров, которые могут конкурировать с российскими.

 

В 1864 г. в Министерстве финансов был создан департамент таможенных сборов с целью контроля за таможенной системой, что значительно повлияло на пополнение государственной казны за счет данных платежей. Дальнейшее развитие таможенной системы были направлены на выполнение таможенными службами, прежде всего, фискальных функций. 10 ноября 1876 было принято решение о так называемых «золотые пошлины», то есть таможенные пошлины начали принимать только в золотой валюте. Таможням разрешалось, кроме русского золотой монеты, принимать иностранную валюту (золото), купоны от билетов внутренних государственных «металлических» займов, билеты Государственного банка, иностранные банковские билеты, которые разменивались на золото. Основные задачи, которые решались при этом, - это сокращение ввоза иностранных товаров, обеспечения активного торгового баланса, пополнения золотовалютного резерва страны. Но данная мера привела к негативным последствиям - сначала произошло повышение цен на иностранные товары, а затем из-за отсутствия конкуренции выросли цены и на товары внутреннего производства. Поэтому со временем она была отменена.

 

Организация и работа таможенного контроля в советское время проходила под непосредственным контролем Коммунистической партии. Уже в декабре 1917 г. был издан декрет «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который устанавливал правила перевозки товаров через границу.

 

Безусловно, общее состояние экономической и политической ситуации в стране (гражданская война, голод, разруха, товарный дефицит) влияние на развитие таможенной службы. В 1921 г. были изданы декреты о праве таможенных учреждений на конфискацию контрабандных товаров, а 8 декабря 1921 создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Контрабанда стала одной из крупнейших экономических проблем в стране. В огромном количестве ввозился иностранный товар, который становился основой спекуляций. В обмен на контрабандные товары вывозилось золото, драгоценности, меха, предметы старины и искусства. Возникли организованные группы контрабандистов.

 

Декрет 1 сентября 1922 определил понятие «простой» и квалифицированной контрабанды. Простая контрабанда осуществлялась самими таможенными учреждениями из-за конфискации задержанных товаров или денежные штрафы. «Квалифицированным» считалась контрабанда, которая осуществлялась организацией или лицом, связанным с таможенной службой, путем подделки таможенных документов и др.. Такая контрабанда наказывалась судебными органами к лишению свободы. Это позволило не только взять под контроль ситуацию на границе, но и решить целый ряд экономических вопросов, связанных с таможенной политикой государства.

 

В 50-е годы, в начале 60-х был издан ряд правил и инструкций, регулирующих вопросы пропуска через границу грузов, транспортных средств, лиц и международных почтовых отправлений. 5 мая 1964 Президиум Верховного Совета СССР утвердил Таможенный кодекс СССР. В 1962 г. было подписано в Берлине соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам между социалистическими странами. Таким образом была создана и функционировала система регулирования Советского Союза.

 

После принятия Декларации о государственном суверенитете Украины самостоятельно определяет таможенную политику, создает собственную таможенную систему и осуществляет таможенное регулирование на своей территории. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом, законами Украины и международными договорами. Украина может вступать в таможенные союзы с другими государствами.

 

Территория Украины, в том числе территории искусственных островов, установок и сооружений, создаваемых в экономической (морской) зоне, над которыми Украина имеет исключительную юрисдикцию в отношении таможенного дела, составляет единую таможенную территорию. Таможенная граница Украины совпадает с государственной границей, за исключением границ специальных таможенных зон, которые являются составной таможенной границы Украины. Таможенная граница Украины составляет 7190 километров. На территории Украины действует 65 таможен, 260 таможенных постов, 8 территориальных управлений. Граница с Россией составляет 2063 км, с Молдовой - 1191 км, с Белоруссией - 975 км, с Румынией - 625,4 км, с Польшей - 543 км, с Венгрией - 135,1 км, с Словакией - 98,5 км.

 

Регулировка таможенным делом осуществляют высшие органы власти и управления Украины. Специально уполномоченным органом государственного управления в области таможенного дела является Государственный таможенный комитет Украины, который принимает нормативные акты, регулирующие данную сферу деятельности.

 

При этом функции, которые выполняют таможенные органы, можно классифицировать следующим образом: фискальная; регулятивная, правовая; статистическая; контролирующая в сфере таможенных отношений; законодательная; контролирующая в сфере валютных отношений.

 

Фискальная функция реализуется в том, что таможня фактически выполняет функции налоговой службы, начисляет и производит в зоне своей деятельности таможенные платежи и сборы, содержание которых в соответствии с законодательством, возложен на таможенные органы (пошлина, таможенные сборы, акциз, налог на добавленную стоимость при импорте товаров), и несет ответственность за своевременность перечислений полученных средств в Государственный бюджет.

 

Функция регулятора товарообмена оказывается в исполнении таможней роли экономического инструмента внешнеторговой политики государства, которая заключается в создании ограничений или стимулов для выхода на национальный рынок или экспорта товаров на внешний рынок.

 

Правовая функция реализуется в следующих направлениях: принимаются совместно с другими правоохранительными органами меры, нацеленные на предупреждение незаконного вывоза за пределы территории предметов, являющихся национальным, историческим и культурным богатством страны; обеспечивается контроль за доставкой таможенных грузов в другие таможенные органы, а в случаях их исчезновения проводится розыск; следствие по делам контрабанды.

 

Статистическая функция заключается в сборе и обработке таможенной статистики внешнеторговых операций, на основании которой готовятся общие статистические материалы. При трансформации экономической системы, когда только отрабатываются основные функциональные задачи органов исполнительной власти, а значит, существуют проблемы информационного обеспечения при принятии управленческих решений, таможенная статистика становится основным информационным источником, характеризует положение в сфере внешнеэкономических связей.

 

Таможенный контроль осуществляется относительно соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами установленного порядка перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу страны, осуществляется проверка сведений, заверенных в грузовой таможенной декларации, при таможенном оформлении товаров и других предметов, согласно наличия груза и документов, необходимых для осуществления таможенного контроля; контролируется деятельность таможенных брокеров, таможенных лицензионных складов и магазинов беспошлинной торговли в зоне деятельности таможни.

 

Законодательная функция реализуется в том, что таможенные органы принимают нормативно-правовые акты по вопросам непосредственного осуществления таможенного дела, организации и регулирования таможенного контроля, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, основанные на действующем законодательстве, предназначенные для выполнения в пределах компетенции таможенных органов и являются обязательными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

 

Функция валютного регулирования. Валютная безопасность - одна из важных составляющих экономической безопасности страны. Таможенные органы играют важную роль в системе валютного регулирования: на Государственную таможенную службу Украины возложены функции валютного контроля, а на таможню - агента валютного контроля. Существует таможенно-банковский контроль за сроками возврата в Украину валютной выручки от экспортных контрактов и импортной части бартерных сделок.

 

На разных этапах развития государства, в зависимости от целого ряда причин (экономических, политических), доминирует та или иная функция, которую выполняет таможенный орган. Так, в тех странах, которые только начали формировать свою экономическую систему и имеющих большой дефицит платежного баланса и бюджета и значительную валютную задолженность, доминирует, прежде всего, фискальная функция. В странах, где существуют проблемы с уравновешиванием торгового баланса или угроза конкуренции импортных товаров, доминирует функция регулятора торговой политики. В странах, где доступ к национальному рынку либерализованы, существенным является непосредственное выполнение таможней функций таможенного контроля и правовой функции (например, во многих странах в последнее время приоритет отдается борьбе с контрабандой оружия, наркотиков, охране интеллектуальной собственности).

 

Таможенные отношения существенно влияют на характер международных экономических отношений, а таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.