Систематизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности

Украина располагает большой арсенал регуляторов внешнеэкономической деятельности, среди которых основными являются организационно-правовые, административные, экономические (рис. 2.2). 

 

Правовое регулирование внешнеэкономических связей включает разработку и принятие нормативно-правовой базы в Украине и выполнения норм международного права, присоединение Украины к международным организациям и конвенций, заключения международных соглашений.

 

Любой субъект хозяйственной деятельности функционирует в соответствующем правовом среде, формируется на основе законодательной базы. То есть, правила поведения субъектов определяются законодательством той страны, на рынке которой функционирует предприятие.

 

Экономические возможности предприятия в области внешнеэкономической деятельности ограничены правилами и обязанностями, которые предоставляет им организационно-институциональная подсистема функционирования экономической системы общества. Суть данной подсистемы определяется той миссией, которую играет процесс организации в обеспечении и упорядочении системы хозяйствования в целом. Использование в механизме внешнеэкономического сотрудничества организационно-институциональных инструментов позволяет упорядочить сложную систему взаимодействия различных форм международной организации производства и международного обмена, взаимосвязей между ними, взаимозависимости внутренней и внешней сферы экономики. В процессе взаимодействия всех субъектов внешнеэкономических отношений происходит формирование международной организационной структуры производства, развитие организационных форм и принципов его регулирования. Учреждение - такая организация общественных отношений, воплощающий в себе нормы экономической, политической, правовой жизни общества. В данном контексте понятие институционального механизма охватывает все организационные цепи межгосударственного и межнационального сотрудничества. Вместе с тем, определяя структуру международного институционального механизма как совокупности организационных мер, нужно учитывать его международное специфику, метод создания правовых норм, правового регулирования данного механизма, правового статуса организационных образований и субъектов правоотношений.

 

Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности должно отвечать двум критериям: учитывать специфику предмета и удовлетворять потребности субъектов внешнеэкономической деятельности. При этом основная задача - создание благоприятного правового климата для реализации экономических интересов субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономических отношений.

 

Правовые нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, образуют полный комплекс, включающий как международно-правовые, так и национально-правовые нормы. Этот комплекс характеризуется как совокупность связанных иерархий и взаемопидлег-тельностью международных и национальных правовых норм, взаимодействующих между собой как в целом, так и в своих структурных частях, регламентирующих внешнеэкономические связи Украины.

 

На формирование системы правовых предписаний о внешнеэкономической деятельности влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внешним факторам относятся: состояние международных отношений, участие Украины в международных соглашениях, до внутренних: внешнеэкономическая политика Украины, состояние экономики Украины, условия, структура органов государственной власти и управления и т.д..

 

Национально-правовые нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Украине, входят в акты, относящиеся к таким отраслям внутреннего права, как государственное, административное, финансовое, гражданское, гражданско-процессуальное, но большинство норм в сфере внешнеэкономических отношений могут быть отнесены к такому разделу законодательства, называют хозяйственным правом.

 

Исходя из содержания, среди правовых норм выделяют следующие основные группы:

 

1. Нормы, определяющие правовые принципы внешнеэкономической деятельности и ее регулирования, в том числе правовые режимы, взаимность, доброжелательность, недопустимости, необоснованные ограничения деловой практики и демпинга.

 

2. Нормы, определяющие статус и компетенцию органов государственного управления внешней деятельностью.

 

3. Нормы относительно субъектов внешнеэкономической деятельности, участников внешнеэкономических связей.

 

4. Нормы о совместных предприятий на территории Украины, а также по хозяйственной деятельности украинских организаций за рубежом.

 

5. Нормы по планированию внешнеэкономической деятельности.

 

6. Нормы о режиме экспорта, реэкспорта и импорта, лицензирования и квотирования, порядка ввоза и вывоза товаров.

 

7. Нормы валютного регулирования.

 

8. Таможенно-тарифное регулирование.

 

9. Налогообложение доходов от внешнеэкономической деятельности.

 

10. Средства защиты внешнеэкономических интересов Украины, включая порядок применения соответствующих действий.

 

11. Нормы о порядке урегулирования противоречий и споров, как межгосударственных, так и с участием юридических лиц и граждан, требование, порядок признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений.

 

Нормы, формируют правовой режим внешнеэкономической деятельности, могут иметь как специальный, так и общий характер. То же относится и к нормативным документам, хотя в актах общего характера можно встретить и отдельные нормы, специально рассчитаны на внешнеэкономические отношения.

 

Всего нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, можно условно разделить на три группы:

 

• Акты, в которых закреплены основные принципы организации и направления осуществления внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, это Конституция Украины, Декларация о государственном суверенитете Украины и Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности», который был принят в апреле 1991 г. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» регулирует все внешнеэкономические отношения Украины: определяет принципы внешнеэкономической деятельности, классифицирует субъектов , дает характеристику основных видов деятельности в сфере внешних связей. В нем представлена ??характеристика основных направлений регулирования внешнеэкономической деятельности, определены специальные правовые рынки действуют в Украине и регламентирующие экономические отношения Украины с другими государствами.

 

• Акты, состоящие из систематизированных норм, в частности - Таможенный кодекс Украины, Закон Украины «О едином таможенном тарифе», Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования», Декрет Кабинета Министров Украины «О валютном регулировании». Так, Декрет Кабинета Министров «О валютном регулировании» практически регламентирует основы валютной политики Украины на внутреннем рынке.

 

? Акты по текущим операциям. Это наиболее многочисленная группа нормативных документов, регламентирующих широкий круг отношений.

 

К их числу относятся постановления, инструктивные письма, приказы, принимаются и выдаются в первую очередь:

 

? Национальным банком Украины в сфере валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

? Министерством финансов в сфере налогообложения внешнеэкономической деятельности.

 

? Министерством экономики в сфере государственного регулирования внешнеэкономических отношений.

 

? Государственной таможенной службой Украины по вопросам регулирования.

 

Следует заметить, что данные нормативные документы имеют разный механизм применения в зависимости от юридической силы.

 

Практически данные нормативные документы регламентируют конкретную реализацию на практике основных правовых норм в сфере внешнеэкономических отношений, задекларированные национальным законодательством.

 

Вместе с тем правовой режим внешнеэкономической деятельности имеет только ему характерные особенности. Прежде всего потому, что в данной сфере удельный вес международных договоров Украины как источника правовых норм значительно выше, чем в других отраслях экономики, а национальное право, соответственно, не является абсолютно доминирующим. Напротив, когда существует противоречие между правовой нормой, внутренней и международной нормой законодательства, то применяется международная.

 

Международные договоры Украины в сфере внешнеэкономической деятельности создают целую правовую систему. В ней можно выделить многосторонние и двусторонние соглашения, договоры, содержащие общие нормы и положения по внешнеэкономической деятельности.

 

Разделение международных соглашений на двусторонние и многосторонние зависит от их содержания и воплощения в них определенного количества государств и их субъектов, следовательно, в зависимости от количества участников. Среди многосторонних соглашений выделяются своей значимости и соответственно количеству участников универсальные соглашения, должны воплощать интересы всех государств, и соответственно, их субъектов внешнеэкономической деятельности. Примером многостороннего договора является Конвенция ООН о международных договорах купли-продажи товаров на наднациональном уровне (Дополнение). Она была разработана Комиссией ООН по правам международной торговли (УНСИТРАЛ), в которой были практически представлены специалисты из разных регионов мира, и принятая в 1880 Применяется она в сделок купли-продажи товаров между сторонами, которые являются субъектами внешнеэкономической деятельности различных государств , участников Конвенции, хотя и подчеркивает право сторон устанавливать другие правила. Украина присоединилась к данной Конвенции в 1989 г. В Конвенции четко регламентируются права и обязанности продавцов и покупателей при совершении сделок по покупке и продаже товаров. Примером многосторонних соглашений на региональном уровне могут быть документы, подписанные Украиной на уровне СНГ.

 

Тогда как многосторонние соглашения показывают направления движения международного интегрирования между странами, двусторонние договоры предусматривают решение конкретных экономических проблем в сфере внешнеэкономических связей.

 

Как правило, предметом двусторонних договоров являются:

 

• торгово-экономическом сотрудничестве;

 

• поощрении и взаимной защите инвестиций;

 

• содействие капиталовложениям в экономику стран;

 

• промышленное и научно-техническое сотрудничество;

 

• торговые соглашения;

 

• проблемы кредитования взаимоотношений;

 

• вопросы, касающиеся двойного налогообложения субъектов внешнеэкономической деятельности.

 

Принимая национальные законодательные акты в сфере внешнеэкономической деятельности, подписывая двусторонние и многосторонние соглашения, страна создает соответствующее правовое среда, в которой взаимодействуют субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от уровня включения экономики страны в мировое хозяйство и роли его в стимулировании развития внутренней системы выделяют такие правовые режимы в сфере внешнеэкономической деятельности:

 

1) справедлив или недискриминационный;

 

2) режимы наибольшего благоприятствования

 

3) национальный режим;

 

4) специальный правовой режим.