Индекс чистой торговли

Индекс чистой торговли - показывает по каждому из товаров (или товарной группе) уровень превышения экспорта над импортом (при положительном значении индекса) или уровень превышения импорта над экспортом (при отрицательном значении индекса).

 

где NT - показатель чистой торговли; Ei - экспорт товара I;

 

Ii - импорт товара i.

 

Второй по значимости статьей платежного баланса является баланс услуг и некоммерческих платежей. Он состоит из двух частей: баланса услуг и баланса некоммерческих платежей.

 

Баланс услуг включает:

 

• поступления и платежи по экспорту и импорта услуг на мировом рынке, в том числе оплату заграничных перевозок, доходы и расходы от сервиса и т.п..;

 

• оплату патентов и лицензий для производства товаров;

 

• международное страхование;

 

• доходы от инвестиций страны за границу;

 

• доходы от иностранных инвестиций на территории страны.

 

Сальдо баланса услуг - это разница между стоимостью услуг,

 

дает страна, и стоимостью услуг, она импортирует. Различают положительное и отрицательное сальдо баланса услуг (аналогия с 1).

 

К балансу некоммерческих платежей относятся:

 

• частные переводы из-за границы и за границу (переводы родственникам, наследие и т. п.);

 

• государственные возмещенные расходы (субсидии зарубежным странам, расходы на содержание военных баз, иностранных представительств и т.п.).

 

Сальдо некоммерческих операций - это разница между доходами от инвестиций, денежных переводов, взносов, перемещения средств по наследству, при решении семейных проблем. Из каждого из этих направлений движения средств составляется баланс и рассчитывается соответствующее «+» или «-» сальдо;

 

Торговый баланс, баланс услуг и баланс некоммерческих платежей в сумме образуют текущий платежный баланс. Сальдо баланса текущих операций - это сумма сальдо торгового баланса, баланса услуг и некоммерческих операций.

 

Одной из важных статей платежного баланса является баланс движения капиталов. Он связан с покупкой или продажей материальных и финансовых активов в стране и за рубежом. Сальдо баланса движения капиталов - это разница между покупкой или продажей материальных и финансовых активов в стране и за рубежом.

 

Текущий платежный баланс и баланс движения капиталов взаимосвязаны. Когда страна оказывается перед дефицитом текущего платежного баланса, это означает, что расходы на импорт превышают доходы от экспорта. Финансирование дефицита можно решить за счет продажи активов и получения займов в таком объеме, что приток капитала превышает его отток. И наоборот, в случае активного текущего платежного баланса его избыточные средства будут использованы для приобретения недвижимости или предоставления займов для других стран.

 

Существует еще одна важная часть платежного баланса - официальные валютные резервы страны. Золотовалютные резервы - это высоко-ликвидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении центрального банка страны и, как правило, размещаются за пределами государства. К таким активам относятся: монетарное золото; депозиты, размещаемые в банках с рейтингом не ниже инвестиционного; ценные бумаги инвестиционного класса, эмитированные нерезидентами и др..

 

Эти резервы используются для регулирования незбалансова ности платежного баланса по текущим операциям и движения капиталов, а также для обеспечения стабильности валютного курса. Резервные активы, в отличие от других статей финансового счета, находятся под прямым контролем государства и могут использоваться им для достижения целей экономической политики. Для сбалансированности экономики валютные запасы страны, с одной стороны, не должны быть меньше трехмесячного объема экспорта страны, а с другой - они должны быть более объема импорта за полугодие.

 

Если в сфере международных экономических отношений страна заработала меньше валюты чем потратила, то этот недостаток поступлений иностранной валюты компенсируется из официальных валютных резервов. Таким образом сальдо текущего платежного баланса плюс сальдо баланса движения капиталов в сумме должны быть равны нулю.

 

В платежном балансе со знаком «плюс» отображается экспорт товаров и услуг, полученных доходах и трансферты, уменьшение финансовых активов, увеличение обязательств; со знаком «минус» - импорт товаров и услуг, оплаченные доходы и трансферты, увеличение финансовых активов, уменьшение обязательства 'язань.

 

Среди показателей, характеризующих эффективность функционирования экономики страны, особая роль отводится государственному долгу, который возникает в результате существования диспропорций в экономической системе (наличие дефицита государственного бюджета, пассивное сальдо платежного и торгового баланса). При наличии дефицита бюджета страна занимает денежные ресурсы, что в свою очередь, приводит к возникновению и росту государственного долга.

 

В зависимости от того, из внутренних или из внешних источников осуществляется заем, государственный долг формируется как внешний или внутренний долг, то есть государственный долг имеет две составляющие: внешний и внутренний.

 

Внешний долг - это задолженность страны иностранным государствам, кредитным организациям, юридическим и физическим лицам. Имеет место при превышении долгов над доходами страны. Внешний долг растет при дефиците платежного баланса, когда отрицательное сальдо финансируется за счет иностранных кредитов или рост внешних заимствований.

 

Количественная оценка внутреннего долга осуществляется в национальной валюте, внешнего - в иностранной, как правило, в долларах США.

 

Понятно, что абсолютный показатель не показывает степени критичности внешнего долга в стране. Так, в Аргентине он значительно выше, чем в Украине: 132 млрд долл. США против 10 млрд, но это количественные показатели, а не качественные.

 

В международной практике для оценки состояния государственного долга и возможностей страны по его обслуживанию применяются различные показатели и определены их критические размеры. Так, согласно требованиям Маастрихтского соглашения, экономика страны может считаться здоровым, если рядом с рядом других показателей государственного бюджета не превышает 60% ВВП. Всемирный банк считает критическим уровнем государственного внешнего долга 50% по отношению к ВВП. Советом Безопасности Российской Федерации определен максимальный показатель текущей потребности в обслуживании и погашении внутреннего государственного долга к налоговым поступлениям сводного бюджета на уровне не более 25%. Украина не имеет собственных разработанных предельных (критических) показателей экономической безопасности страны, и это оказывает существенное влияние на научные дискуссии по проблемам долга.