Модель жизненного цикла продукта

К теориям неотехнологичного направления принадлежит также модель жизненного цикла продукта, предложенная Р. Верноном в 1966 году. Согласно данной теории производство нового экспортного товара изначально находится в стране, в которой этот продукт был изобретен, - так называемая стадия появления. Данный период характеризуется высокими затратами на труд - дорогой высококвалифицированной рабочей силой со знанием исследования, развитием и дизайном новых продуктов. Со временем продукт становится известным, объемы продаж уменьшаются и его выпуск перемещается из первоначального места производства к более дешевым местоположений за рубежом. Основном первая фаза требует незначительного привлечения капитала. Следующая (рост) связана зы увеличением использования капитала и уменьшением привлечения квалифицированной рабочей силы. Третья стадия - стадия насыщения - характеризуется массовым производством уже стандартизированного продукта. Основными задачами данной стадии является снижение производственных затрат, ценовая конкуренция и автоматизация процесса производства. На первых трех стадиях цикла ценовая эластичность спроса на продукт растет. Чувствительность к ценовым изменениям означает, что места производства продукции, связанные с высокими затратами, нельзя использовать для ее долговременного выпуска на мировой рынок.

 

Четвертая стадия - спад - характеризуется снижением спроса в стране, где изобретено продукт, ростом конкуренции со стороны других его производителей подобных товаров. Необходимость значительных затрат на выпуск и возможность переместить технологию за счет инвестиций в оборудование приводит к тому, что фирмы - изобретатели новых продуктов - переносят производство в другие страны, где более дешевые условия производства.

 

Важное место среди теорий неотехнологичного направления занимает гипотеза шведского экономиста С. Линдерт относительно внутриотраслевой торговли. Согласно данной теории международная торговля возникает в основном не из-за различий в предложении, а через сходства в спросе. Модель С. Линдерт базируется на двух основных принципах:

 

• ассортимент экспортной продукции обрабатывающих отраслей зачастую является одинаковым или выступает составной частью ассортимента продукции этих отраслей в стране, импортирующей другими словами, экспорт и импорт отраслей обрабатывающей промышленности будут достаточно подобными;

 

• номенклатура экспортной продукции обрабатывающих отраслей определенной страны отражает структуру национального (внутреннего) спроса на товары обрабатывающей промышленности. Иначе говоря, страна подвержена экспорта тех товаров обрабатывающих отраслей, которые она производит для внутреннего потребления.

 

Основная идея данной теории заключается в том, что товары обрабатывающей промышленности производятся там, где на них есть спрос (скажем, на национальном рынке), и только в случае, когда за рубежом существует дополнительный спрос на эти товары - тогда они производятся на экспорт. Учитывая это, наличие возрастающей отдачи в производстве приводит размещения производства каждого товара в одной стране, а не в обоих сразу. А сходства в уровнях доходов на душу населения вызывают сходства в структурах спроса - чем ближе меж собой эти уровни, тем больше двусторонние торговые потоки между этими странами. Это объясняет наличие торговли между экономически развитыми странами тем, что уровни доходов на душу населения в них практически равными.