Теория технологического разрыва

При рассмотрении проблемы конкурентоспособности государств с ограниченными природными ресурсами (по сравнению со странами, обладающими ими в достаточной степени) Дж. Такер в 50-х годах XVIII в. в формулировке модели внешнеторговой политики, которая базировалась на технологическом разрыве, различал ресурсы с ниспадающей отдачей от ресурсов с возрастающей отдачей. Поэтому согласно данной теории страна является конкурентоспособной по тем товарам, при изготовлении которых должно быть определенное сочетание сложности процесса их изготовления и общего развития государства, то бедные страны делают простые товары дешево, тогда как более сложные товары являются дешевыми в богатых странах.

 

В шестидесятых годах ХХ в. данная теория была дополнена М. Познером идеей имитационного лага, составляющими которого являются лаг спроса и лаг реагирования. Лаг спроса - время, необходимое для развития спроса на новый экспортный товар. Лаг реагирования является время, необходимое производителям импортозамещающих отраслей в стране-импорта для реагирования на конкуренцию из-за границы. Согласно М. Познером смысл экспортировать в другую страну, если доля лаг спроса является короче лаг реагирования.

 

Есть данная теория исходит из того, что большая часть международной торговли между экономически развитыми странами основывается на представлении все новых продуктов и новых технологических процессов. Однако одна и та же технология не всегда одновременно используется в различных странах, а ее распространение в международных масштабах требует определенного времени. Вследствие этого одна страна может пользоваться тем или иным технологическим нововведениям, тогда как в другую страну это нововведение еще не дошло.

 

Концепция имитационного лага, таким образом, говорит о том, что страна может удерживать позицию ведущего экспортера на мировом рынке только при условии постоянной инновационной деятельности. Поэтому данная временная монополия страны или фирмы часто базируется на использовании патентов и авторских прав, выдаваемых для поощрения инноваций.