Основные положения теорий управления внешнеэкономической деятельностью

В экономической теории выделяют два полюса моделирования внешнеэкономической политики: либеральная система (свободная торговля) и автаркия (национальная самодостаточность). При либерализации внешней политики экономические отношения с другими странами характеризуются отсутствием государственных препятствий в данной сфере деятельности. Система автаркии, наоборот, направлена ??на лишение страны всех форм зависимости от мировой торговли и международного производства, т.е. ориентация на политику экономического обособления, которая характеризуется отсутствием внешних экономических отношений с другими странами.

 

Поэтому всю совокупность экономических теорий, которые исследовали проблему построения определенной модели внешнеэкономической политики страны можно систематизировать на две группы. Согласно теориям первой группы внешнеэкономическая политика страны должна основываться на свободной игре рыночных сил с минимальным государственным вмешательством (теории фритредерства). Второй тип теорий предполагает обязательное государственное вмешательство в сфере внешнеэкономических отношений с целью реализации национальных экономических интересов (радикально-дирежистськи концепции построения внешнеэкономической политики страны).

 

Как правило, государства комбинируют различные формы проведения внешнеэкономической политики, но закономерностью для них политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции. Централизованно-плановые системы хозяйствования основываются на монополии государства на любой вид внешнеэкономических отношений, а рыночные системы хозяйствования предусматривают политику протекционизма. Способы при этом могут быть наиболее разносторонними: обложения импорта высоким таможенным тарифом (тарифная политика) количественные ограничения импорта (политика квот) субсидии собственным экспортерам; сложная таможенная процедура (таможенная политика) жесткие технические и санитарные стандарты импорта (нетарифные регуляторы); валютные ограничения импорта товаров (валютная политика).

 

В экономической литературе применения протекционистских мер считается целесообразным при существовании таких причин:

 

• Необходимость обеспечения обороноспособности страны (военно-политический аспект)

 

Защитные пошлины нужны для сохранения и усиления роли отраслей, специализирующихся на производстве стратегических товаров и материалов, необходимых для обработки.

 

• Увеличение внутренней занятости

 

Совокупные расходы в открытой экономике состоят из расходов потребителей (Q, капиталовложений (I), государственных расходов, чистого экспорта (Xn). Чистый экспорт - это разница между экспортом (X и импортом (М). Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта стимулирует внутриэкономическое развитие , поскольку увеличиваются доходы и занятость).

 

? Диверсификация ради стабильности

 

Доходы высокоспециализированных экономик находятся в прямой зависимости от международных рынков. Защита пошлинами и квотами нужен для стимулирования промышленной диверсификации, уменьшает зависимость страны от мировых процессов.

 

? Защита молодых отраслей

 

Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции иностранных компаний позволяет отраслям, образующиеся окрепнуть и стать эффективными производителями.

 

? Защита от демпинга

 

Тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных конкурентов, которые реализуют свою продукцию по ценам ниже чем себестоимость.

 

? Дешевая иностранная рабочая сила

 

Отечественные фирмы и рабочие должны быть защищены от конкуренции со стороны тех стран, где заработная плата низкая. Если не будет защиты, дешевый импорт заполнит отечественный рынок и цены на внутренние товары, как и заработная плата, снизятся, что приведет к снижению уровня жизни в данной стране.

 

Основными видами протекционизма являются:

 

? селективный протекционизм, при котором защитные инструменты направляются против отдельных стран или отдельных товаров;

 

? отраслевой протекционизм допускает защиту от иностранной конкуренции не всего национального производства, а его отдельных отраслей;

 

? коллективный протекционизм как политика интеграционных группировок, торговых объединений государств в отношении третьих стран;

 

? скрытый протекционизм использует методы внутренней экономической политики и представляет собой одновременное сокращение пошлин и расширение количества нетарифных ограничений;

 

? монопольный протекционизм - единоличное осуществление государственных внешнеторговых отношений с использованием ограничений, направленных на защиту государственных интересов (доминирует в странах с централизованным управлением).

 

Выбор конкретной формы протекционистской политики предусматривает обязательства по свободной или вынужденной поддержки структурной политики, которую осуществляет страна без ориентации на мировые структурные сдвиги. Такая политика, если она не имеет временного характера, способствовать закреплению технического и технологического отставания, ослаблению абсолютных и относительных преимуществ страны, снижению международной конкурентоспособности как отдельных товаров, отраслей, так и всего национального хозяйства. В конечном итоге, вневременная политика протекционизма, в какой бы она форме не проводилась, усиливает деформацию народнохозяйственной структуры, что проявляется в росте ее несоответствия требованиям научно-технического прогресса и международного разделения труда и обусловливает низкие качественные показатели внешнего сектора экономики и экономического развития страны в целом.

 

Экономические теории, выясняли различные аспекты внешнеэкономической политики страны, можно дифференцировать в три группы:

 

• классические (меркантилизм, абсолютных и относительных преимуществ);

 

• неоклассические (модель Хекшера-Олина-Самуэльсона, парадокс Леонтьева и неофакторни теории);

 

• неотехнологични теории (технологического разрыва, экономии на масштабах производства, внутриотраслевой торговли, жизненного цикла продукта и др.)..

 

Первые попытки создания теоретической концепции в сфере экономического развития государства и его внешнеэкономической политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, при создании централизованных государств и формировании национальных рынков.

 

Торговая политика Средневековья (1500-1800 гг) строилась на доктрине меркантилизма, согласно которой обогащение нации отождествлялось с денежным капиталом и состояла в накоплении золота и серебра. Меркантилисты считали, что богатство в мире является величиной ограниченной. Отсюда следовало, что богатство одной страны может увеличиться только за счет его уменьшения в других странах вследствие его перераспределения. Поэтому сторонники данной теории считали, что внешнеэкономическая политика должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов, путем проведения политики ограничения импорта и стимулирования экспорта.

 

Со временем, по мере развития производительных сил, политика меркантилизма постепенно трансформируется в политику протекционизма, главная задача которой - не накопление денег для государства, а защита национальной экономики через создание системы препятствий для импорта товаров иностранного производства.

 

Следствием использования первых машин в процессе производства стало значительное сокращение расходов и увеличение объемов производства товаров. Поэтому поиск новых рынков сбыта, которые в результате перепроизводства не смогли найти потребителя на внутреннем рынке, привел к необходимости реализации национальных интересов через внешнюю торговлю. Но на пути развития внешнеэкономических связей стали созданные политикой протекционизма препятствия, которые фактически поделили торговлю на определенные сектора, как правило, это объединение новых метрополий со своими колониями. В свою очередь, динамичное развитие производительных сил на практике нуждался теоретического обоснования более либерального отношения государства к внешнеэкономических отношений. Это проявилось в возникновении классических теорий (абсолютных и сравнительных преимуществ).

 

Теории абсолютных и сравнительных преимуществ можно рассматривать как первые попытки построения экономических моделей, в основе которых лежит тезис о необходимости международной торговли как формы взаимоотношений, которая потенциально выгодной для всех участников. Эта выгода заключается в том, что международная торговля позволяет каждой стране сделать производство и потребление по самостоятельными процессами, расширив тем самым множество вариантов поведения производителей и потребителей.

 

Объективной основой такого выигрыша от участия страны в международных экономических связях является специализация производства в соответствии с принципами сравнительных преимуществ. Специализируясь на производстве определенного продукта, согласно принципу сравнительного преимущества, и вступая в обмен с другими государствами, страна получает положительный эффект от международной торговли, который реализуется в форме увеличения производства (производственный эффект) и увеличение потребления (потребительский эффект).

 

Согласно теории А. Смита, международная торговля определяется как выгодна лишь в случае такого товарообмена между странами, когда страны торгуют товарами, в каждой из них производятся с меньшими затратами, чем в стране - торговом партнере, то есть стране выгодно экспортировать ту продукцию, которую она производит с меньшими затратами или эффективнее, чем другие страны, и импортировать ту, производство которой является более эффективным в других странах. Абсолютные преимущества в производстве товара, дают возможность стране специализироваться на его изготовлении и быть экспортером этого товара на международном рынке, а их отсутствие (что равнозначно их наличии у торгового партнера) превращает ее в страну-импортера. Принципиально важный вывод теории абсолютных преимуществ, что имеет значение для формирования внешнего сектора экономики, содержится в утверждении, что от международной торговли выигрывает каждая нация. Таким образом, в противоположность меркантилистам фактически впервые была обоснована целесообразность не только экспорта, но и импорта.

 

Теория сравнительных преимуществ. Дальнейшее развитие классическая экономическая теория получила в трудах Д. Рикардо. Так, в работе «Принципы политической экономии и налогообложения» он доказал, что достижения от внешней торговли для отдельно взятой страны не ограничиваются только абсолютными преимуществами. Д. Рикардо ввел в научный оборот понятие «сравнительных преимуществ».

 

В отличие от абсолютных преимуществ, сравнительные преимущества имеют место всегда, когда для производства двух товаров необходимы различные расходы. Если производство характеризуется различными расходами, то внутренние альтернативные стоимости двух товаров в разных странах не совпадают. В таком случае внутренние соотношения цен к выходу на внешний рынок также будут различаться. Выраженные в ценах затраты труда является фактором, который определяет направление специализации экономики, при котором каждая из стран получает определенный выигрыш от взаимной торговли.

 

Таким образом, суть теории сравнительных преимуществ такая: если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, является ли производство в одной из стран абсолютно более эффективным чем в другой.

 

Следует заметить, что данная теория базируется на следующих предположениях:

 

• каждая страна фиксированное количество структуру ресурсов (факторов производства), причем все ресурсы одного вида полностью идентичны;

 

• факторы производства могут свободно перемещаться из одной области в другую в пределах страны. Это означает, что их цены для данной страны одинаковы;

 

• факторы производства не могут двигаться в международном масштабе, то есть перемещаться из страны в страну. Вследствие этого их цена, очевидно, будет различной в разных странах;

 

• модель базируется на трудовой теории стоимости. Это означает, что относительная стоимость продукта определяется количеством труда, затраченного на его изготовление;

 

• каждая страна может применять различные технологии производства, но при этом технологический уровень каждой страны остается неизменным;

 

• производство характеризуется постоянными расходами, то есть независимо от объемов производства на каждую единицу продукта расходуется одна и та же количество труда.

 

• экономика каждой страны характеризуется полной занятостью;

 

• рынок страны имеет совершенную конкурентную структуру;

 

• производственно-коммерческая деятельность на внутреннем и внешнем рынках не ограничено разного рода барьерами (квотами, лицензиями, тарифами и т.д.);

 

• транспортные расходы равны нулю;

 

• мировое хозяйство представлено двумя странами, обмениваются двумя товарами.

 

Рикардо доказывает свою теорию на примере торговли между Англией и Португалией (вино и ткани). Производство вина и сукна требует разного количества труда в Англии и Португалии 120 трудовых единиц на единицу вина и 100 трудовых единиц на единицу сукна в Англии, 80 трудовых единиц на единицу вина и 90 трудовых единиц на единицу сукна в Португалии.

 

Если следовать концепции Адама Смита, то Португалия одна должна обеспечивать производство вина и сукна, которые необходимы этим двум странам. Если потребность каждой из двух стран равен единице каждого из двух продуктов, то необходимо производство (две единицы каждого продукта) требует в целом затрат 340 трудовых единиц в Португалии: 2 (80 + 90).

 

Перебрав все варианты, можно сделать вывод, что специализация Англии на производстве сукна и Португалии на производстве вина позволяет получить две единицы каждого из обоих продуктов, необходимых для их общего потребления. Итак, международный обмен эффективен с коллективной точки зрения. Однако он осуществляется не на основе абсолютной выгоды, которая привела его к практической неспособности, а в зависимости от сравнительной выгоды.

 

Таким образом Давид Рикардо делает следующие выводы:

 

• Каждая страна специализируется на том производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество.

 

• Если капитал неподвижный, то на международном рынке есть возможность обменять определенное количество единиц национальной труда в отличие от нее количество единиц иностранной труда.

 

• Свободная торговля необходима, поскольку она оптимизирует использование труда.

 

Отдавая должное экономистам конца XVIII - начала XIX в., Которые определяли основные характеристики международного обмена и описали основные направления его воздействия на экономику отдельно взятой страны, все же следует отметить, что их взгляды во многом ограничены трудовой теорией стоимости и предположением о неизменности расходов производства.