Суть и особенности внешнеэкономической политики страны

Процесс эффективного функционирования любой экономической системы зависит от многих факторов, но основными являются: выбор оптимальной модели хозяйствования, определение главных движущих сил, которые стимулируют движение в определенном направлении; отработки механизма реализации данного выбора. Все эти вопросы решаются при формировании экономической политики государства.

 

Одной из основных составляющих экономической политики является внешнеэкономическая политика. Внешнеэкономическая политика - это совокупность целенаправленных государственных мероприятий по реализации экономического потенциала страны на внешнем рынке и удовлетворения собственных потребностей за счет товаров и услуг иностранного производителя.

 

Поскольку внешнеэкономическая политика является частью экономической политики, то от общей концепции построения экономической системы зависит направление движения, этапы формирования, механизм функционирования политики государства в сфере международных экономических связей. При этом реализуются как экономические цели, так и политические, так внешнеэкономическая политика является частью внешней политики.

 

Эволюция развития международных экономических отношений - это одновременно и эволюция развития и совершенствования системы государственного регулирования данного вида взаимоотношений. Поскольку в совокупности международных экономических отношений задействованы и взаимосвязаны интересы не только различных социальных групп и слоев населения, но и разных стран, государство неизбежно становится одним из основных субъектов регулирования данного вида взаимоотношений.

 

Централизованно-плановая модель хозяйствования предусматривала достаточно жесткую иерархическую систему регулирования экономики, поэтому основным постулатом, на котором базировалась внешнеэкономическая политика, была монополия государства на проведение любых операций в сфере международных экономических отношений. Есть только государство могло наделить определенные органы правом дееспособности на внешнем рынке.

 

Рыночная модель предполагает совершенно иную построение системы хозяйствования. В данной модели для субъектов хозяйствования нет принципиальной разницы, на каком рынке работать - внутреннем или внешнем, - главное - реализация экономических интересов согласно существующим правовым полем. При определении внешнеэкономической политики как экономической категории следует акцентировать внимание на двух существенных моментах: наступательном и защитном. Эффективность функционирования внешнеэкономической политики зависит от реализации обоих функциональных задач. Невозможна реализация наступательной функции без четкого отработки защитной. На наш взгляд, это глубоко взаимосвязанные процессы.

 

Наступательная функция направлена ??прежде всего на получение страной сравнительных и абсолютных преимуществ в результате участия в мирохозяйственных отношениях, т.е. на реализацию экономического потенциала страны на мировом рынке.

 

Из большого спектра проблем, которые решают страны, участвуя в сфере международных экономических отношений, основной является проблема сохранения суверенитета. Речь идет не столько о политической независимости, сколько об экономическом суверенитете страны, который означает свободу государства в выборе форм и путей сохранения и защиты своей национальной экономики от любого вмешательства со стороны иностранных государств, в частности их экономической деятельности, в том числе и в сфере международного разделения труда.

 

Защитная функция реализуется с целью формирования народнохозяйственной структуры в соответствии с национальными интересами и целей внешнеэкономической политики. Основными причинами введения и поддержания защитных мероприятий являются:

 

• создание системы регулирования импорта с целью защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции;

 

• необходимость защиты определенных отраслей и предприятий в период становления новых производств, структурной перестройки и преодоления кризисных явлений. Такой протекционистский защита, как правило, носит избирательный и временный характер и является результатом компромисса между заинтересованными отечественными производителями, с одной стороны, и местными импортерами и потребителями - с другой, в соответствии со степенью их влияния на структуры власти, которые определяют внешнеэкономическую политику;

 

• необходимость защиты при любых обстоятельствах определенных стратегических отраслей и предприятий, которые обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства (энергетика, транспорт, связь и т. п.) или обороноспособность страны. Через международные договоренности такой государственный контроль покрывает также оборот продукции и технологий двойного назначения;

 

• необходимость иметь резерв торгово-политических уступок в обмен на аналогичные уступки стран-партнеров, важных для отечественного экспорта. Потребность в этом особенно насущной при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединении к ее правовой системы, основу которой составляет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), и проведении периодических раундов переговоров о либерализации условий торговли. Поэтому импортный режим большинстве стран мира диктуется, как правило, разумным протекционизмом. Этот самый резерв используется также и во внутренней политике с целью привлечения деловых кругов, которые заинтересованы в протекционизме, как союзников партий и движений, находящихся у власти;

 

• современный протекционизм основном является инструментом проведения выборочной структурной политики, чем источником пополнения государственного бюджета, хотя, безусловно, данные фискальные меры играют значительную роль в развивающихся странах;

 

• необходима реализация данной функции при решении проблемы экстернализации, т.е. перекладывание на другие национальные хозяйственные системы своих проблем, затрат, сложностей. Это проявляется в том, что экономически развитые страны екстернализують свои расходы путем расширения внешнеэкономической деятельности, импорта дешевого сырья и топлива, экспорта готовой продукции и капитала, перенос экологически загрязненных производств на территорию других стран, преимущественно тех, которые находятся на свитогос-хозяйственную периферии.

 

Следует акцентировать внимание на важном методологическом ссылке - внешнеэкономическая политика является катализатором рыночных преобразований в стране, она, безусловно, стимулирует движение в данном направлении, но основной фундамент создания эффективной экономической системы - это функционирование внутренних экономических отношений. За счет эффективного функционирования внешнеэкономических отношений возможно решение целого ряда локальных задач, но вопрос стратегии реализуются на уровне внутренних экономических взаимоотношений.

 

Использование тех или иных инструментов внешнеэкономической политики должно предусматривать анализ механизма их реализации и последствий их действия как для мирового сообщества в целом, так и для экономики конкретной страны в частности. При этом данная проблема имеет несколько аспектов.

 

Во-первых, все инструменты внешнеэкономической политики имеют собственные механизмы действия.

 

Во-вторых, реализация того или иного инструмента внешнеэкономической политики сопровождается как определенными достижениями, так и определенными расходами. В каждом конкретном случае тот или иной инструмент влияния на экспортные или импортные потоки приносит одному внешнеэкономическому субъектам реальный выигрыш, тогда как экономическое положение других ухудшается.

 

В-третьих, экономические последствия использования инструментов внешнеэкономической политики целесообразно рассматривать в двух основных измерениях:

 

• непосредственные изменения, которые происходят на рынке того товара, являющегося объектом государственного регулирования;

 

• косвенные изменения (вторичные эффекты) рынка других товаров. Такие изменения являются результатом того, что поскольку каждый отдельный рынок товаров является элементом национальной экономической системы, тесно взаимодействует с другими ее частями, то очевидно, что эти составляющие (рынки других товаров) также реагируют на соответствующие изменения на рынке отдельного товара.

 

Поэтому принимая решение об использовании тех или иных инструментов внешнеэкономической политики, правительство страны должно оценивать их совокупное влияние на характер экономической политики и возможные ответные по принципу «действие - противодействие» со стороны других стран.

 

При применении того или иного инструмента внешнеэкономической политики необходимо проанализировать ряд вопросов, ответ на которые дадут возможность спрогнозировать последствия его использования: Какой ожидается экономический выигрыш для отрасли или фирмы и какое количество рабочих мест будет создано или сохранено в результате осуществления данного мероприятия? Насколько увеличатся доходы бюджета или которые потребуются бюджетные расходы на осуществление того или иного мероприятия? Насколько увеличатся внутренние цены и сократится потребление в результате применения данного мероприятия? Какое влияние окажет данное мероприятие на структуру соответствующего рынка и на конкуренцию на нем? Позволит данное мероприятие в перспективе обеспечить структурную перестройку отрасли и вывести ее на конкурентоспособный уровень, или он лишь законсервирует существующую отсталость? Какое влияние окажет данное мероприятие на смежные отрасли, особенно те, которые покупают и продают свою продукцию в те отрасли, на защиту которых он направлен? Как отреагировали ют другие страны на применение данного мероприятия и который его потенциальное воздействие на них? Соответствует ли ожидаемый мероприятие многосторонним и двусторонним соглашениям, в которых участвует страна?

 

Основные составляющие внешнеэкономической политики государства:

 

• Внешнеторговая политика;

 

• Валютная политика;

 

• Политика в области привлечения иностранных инвестиций;

 

• Таможенно-тарифная политика.

 

Внешнеторговая политика - это государственная политика, которая влияет на внешнюю торговлю через налоги, субсидии, прямые ограничения экспортных и импортных операций. Объектом регулирования внешнеторговой политики является товаропотоки между странами. В зависимости от направленности товаропотоков различают экспортную и импортную политику государства.

 

Экспортная политика государства направлена ??на реализацию на внешних рынках товаров, в отношении которых страна сравнительные преимущества, стимулирование конкурентоспособности отечественных предприятий, повышение серийности (масштабности) отечественного производства конкурентоспособной продукции с целью расширения ее вывоза на внешние рынки, то есть экспортная политика направлена ??на реализацию экономического потенциала страны на внешних рынках.

 

При этом под экспортным потенциалом понимают определенный объем товаров и услуг, которые национальная экономика в состоянии произвести и реализовать за пределами своих границ без ущерба для себя и с максимальной прибылью.

 

Выбирая экспортно-ориентированную модель экономического развития, страна использует внешние мировые рынки как дополнительный фактор экономического роста.

 

Импортная политика, как правило, направлена ??на регулирование импорта с целью защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции и удовлетворения собственных потребностей за счет товаров иностранного производства.

 

Основными направлениями импортной политики являются: обоснованная политика импортозамещения и соответствующие протекционные меры в отношении товаров иностранного производства. При этом основными инструментами регулирования импорта достаточно жесткая таможенно-тарифная система и применение нетарифных барьеров.

 

Валютная политика - это совокупность действий государства с целью поддержания экономической стабильности и создания основных принципов развития международных экономических отношений за счет влияния на валютный курс и на валютные отношения. Основными составляющими валютной политики является дисконтная и девизная политика государства.

 

Во дисконтной политикой понимается система экономических и организационных мер, которые используются при применении учетной ставки (процента) при регулировании инвестиций и сбалансировании платежных обязательств. Данная политика ориентирована, прежде всего, на корректировку валютного курса в целях регулирования денежного потока, динамики и уровня цен, объема денежной массы и миграцию краткосрочных активов. Основой механизма девизной политики является применение валютной интервенции и валютных ограничений на покупку и продажу валюты с целью сохранения стабильности валютного курса.

 

Валютная интервенция - это целевая операция Национального банка Украины по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными рамками его повышения или понижения. Валютные ограничения представляют собой систему экономических, правовых, организационных средств, регламентирующих операции с национальной и иностранной валютой, золотом.