Перспективы развития государственного сектора экономики

Центральным вопросом дискуссии в странах со смешанной экономикой является вопрос оптимального размера государственного сектора. Мысли экономистов относительно возможностей расширения доли государственного сектора в экономике диаметрально противоположные. Одни утверждают, что государственный сектор является менее эффективным, чем частный, поэтому его следует уменьшать. Другие же, наоборот, убеждены в невозможности обеспечения частным сектором всех потребностей общества, поэтому подержанный сектор следует расширять.

 

Экономическая история ХХ в. дает примеры как рост доли государственного сектора экономики в 1970-х гг, так и его сужение, начиная с 1980-х гг Особенно показательной была политика либерализации экономики премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, в дальнейшем названной политикой тетчеризма, и президента США Рональда Рейгана (рейганомика). Тенденция уменьшения государственного сектора сохраняется и в дальнейшем.

 

Роль государственного сектора была кардинально переосмыслена и в странах Восточной Европы, Средней Азии и Кавказа после получения ими независимости. Например, только в промышленности Украины в 1992 г. государственным сектором производилось 80% общего объема продукции. Однако уже за неполных десять лет эта доля уменьшилась до 30%.

 

Уменьшение государственного сектора осуществлялось путем приватизации, либерализации экономических отношений, децентрализации управления и т.д.. Проводя политику разгосударствления, разные страны создали собственные модели смешанной экономики.

 

Современное понимание роли государственного сектора в смешанной экономике заключается в том, что его присутствие целесообразна и желательна, однако при условии, что частный сектор в той или иной отрасли работает неэффективно или существует потребность в обеспечении общества общественными благами.