Монополия. Виды монополий

Монополия - это такая рыночная структура, при которой количество фирм на рынке, которые производят уникальную продукцию, единицы, и каждая из них может влиять на общий объем предложения и цену товара или услуги. Поскольку на рынке не существует товаров-заменителей, потребитель вынужден либо согласиться с установленной монополистом цене, или отказаться от покупки товара или услуги вообще.

 

Причины возникновения монопольного положения на рынке:

 

владение фирмой уникальными экономическими ресурсами, как правило, сырьем - бокситы, алмазы и т.п.;

 

концентрация производства или сбыта продукции (поглощения и слияния компаний) значительные барьеры и препятствия для вхождения в отрасль;

 

невозможности введения в определенных отраслях экономики альтернативного использования ресурсов (энергетика, водоснабжение и т.д.).

 

Виды монополий

 

Абсолютная монополия - это производство и поставка на рынок однородного продукта, не имеющего заменителей, но имеет многочисленных покупателей. Как и совершенная конкуренция, абсолютная монополия в реальной жизни не встречается.

 

Естественная монополия существует в тех сферах, где невозможно параллельное функционирование двух или более фирм.

 

Государственная монополия - фирма-монополист, владельцем которой является государство. Часто в государственной собственности находятся также естественные монополии, хотя и в экономических системах свободного предпринимательства большинство естественных монополий является собственностью частных акционеров.

 

Искусственная монополия - фирма, которая образовалась в результате слияния или поглощения лидеров рынка. Причиной этого является концентрация производства или сбыта продукции.

 

Монопсония

 

Монопсония - это неограниченная власть единоличного покупателя. Подобно чистой монополии, эта структура рынка в реальной жизни не встречается.