Экономические решения потребителя. Особенности изучения модели поведения потребителя

В рыночной экономике домохозяйства принимают экономические решения по покупке товаров и услуг преимущественно на основании цен, ценовых соотношений и их изменений.

 

Существуют два подхода к объяснению поведения потребителя: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Представители этих подходов по-разному трактуют понятие полезности. Во полезностью понимают определенную величину удовольствие от потребления продукта. Хотя в целом потребности потребителей являются безграничными, потребность в конкретном товаре в краткосрочном периоде времени можно удовлетворить. Полезность является психологически субъективным понятием, поэтому очень трудно измерить чью-то полезность от потребления благ.

 

кардиналистской модель поведения потребителя

 

Кардиналистской модель поведения потребителя исходит из того, что полезность можно измерять количественно. Для этого используют условные единицы - «утилем» (от англ. Utility - полезность). Общая величина удовольствия, которое получает потребитель от всех потребленных благ, называют совокупной полезностью (TU - от англ. Total utility). Зависимость совокупной полезности от количества потребленных благ отражает функция:

 

TU = f (X, Y, ...), где Х, Y. .. - Количество потребленных благ соответственно.

 

Предельная полезность

 

Предельная полезность (MU - от англ. Marginal utility) - это изменение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы блага.

 

MU _ Изменение общей полезности _ ATU Изменение объема потребления AQ где TU - общая полезность от потребления благ, Q - количество потребленных благ.

 

Рациональный потребитель максимизирует полезность, распределяя свой денежный доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на каждый купленный товар, приносила одинаковую предельную полезность.