Понятие блага. Экономические блага

Большинство вещей для удовлетворения потребностей необходимо производить. Предметы, которые человек специально создает (производит) для удовлетворения своих самых потребностей, называются экономическими благами. Примерами экономических благ есть автомобили, парты, пирожные и книги. Вместе экономические блага подразделяются на потребительские, т.е. такие, которые прямо удовлетворяют человеческие потребности, и инвестиционные (капитальные) блага (например станки), удовлетворяющих потребности косвенно. В отличие от бесплатных (внеэкономических) благ, которые люди могут получать от природы в готовом виде (например, воздух, вода и т.д.), экономические блага являются осознанными.

 

Экономические блага

 

Носителями экономических благ являются товары и услуги. Потребляемые товары и услуги в процессе их потребления удовлетворяющие определенные потребности индивида, а следовательно, для него потребительскими благами.

 

Основным признаком товаров и услуг как экономических благ является их способность продаваться и покупаться. Учитывая процесс удовлетворения потребностей и механизм купли-продажи, товары существенно отличаются от услуг.

 

Товары - это материализованная часть экономических благ, они имеют материальную основу (например, авто, картина, книга и т.д.). К свойства товара относятся потребительная и меновая стоимость. Потребительская стоимость - это способность товара удовлетворять определенную потребность человека. Меновая стоимость - это способность и обмениваться на другие продукты.

 

Услуги являются нематериальными. Их невозможно взвесить или измерить. Можно говорить лишь о степени удовлетворения в определенной услуге конкретной потребности. К услугам относятся, например, образование, медицина, кино, театр, транспорт и т.д..

 

Современные цивилизации (ЕС, США, Япония) характеризуются значительной долей (около 70%) услуг в национальном производстве и высоким качеством их предоставления.