Вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация детерминирует любую сферу человеческой деятельности. Вербальный (от лат. Verbalis - словесный) характер коммуникации определяется использованием человеческой речи, что позволяет провести четкую границу между вербальными и невербальными компонентами коммуникации. Вербальная коммуникация является основным средством общения и обмена информацией , поскольку именно с помощью языка достигается наиболее точная, полная и глубокая передача значений и смыслов. Универсальность языковых систем позволяет передавать любую мысль, идею, чувства. Язык рассматривается как система, которая структурирует и определяет мышление человека, что придает

вербальной коммуникации центральную роль в процессе общения.
Язык как знаковая система превалирует не только над невербальными компонентами, которые имеют "договоренные природу", но и над другими невербальными знаковыми системами, которые используются человеком. Как отмечает Г. В. Колшанський: "Вербальная речь человека не только отличается от" языка животных ", но и не может быть сравнима со всеми другими, так называемыми," конвенциональными "средствами общения, через принципиальное различие их материальных субстанций, средств и ценностей . Разнообразные изобразительные знаки, как иконического, так и символический характер, не относятся к разряду языка из-за того, что их знаковая природа соотносится с мышлением человека только вторично, как способ изображения уже существующего понятийного содержания, выраженного средствами первичной человеческой речи.

Все эти знаки имеют свою коммуникативную ценность только при условии, что они кодируются и декодируются с помощью языка человеческого "[14] 4. Вербальное общение происходит с помощью речи (устной, письменной и печатного). Разграничение языка как системы знаков, которыми пользуется человек в процессе общения; речь, как реализации этой системы в действии; и речевой деятельности как динамического лингвоментального процесса, который происходит с помощью систем языкового кода, теоретически обосновано еще в 1916 году выдающимся швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (langue-parole-langage - фр. язык - речь - речевая деятельность). Соссюривська трихотомия определила дальнейшей интерес лингвистов к изучению проблем речи, как основного средства общения, и речевой деятельности, как важнейшего вида человеческой деятельности в процессах коммуникации. Целостной знаковой формой организации вещания служит текст.

Текстом принято считать любое письменно фиксированное речи, если оно обладает такими характеристиками, как когерентность и когезия. Когерентность - семантический тип текстовой связности, который обеспечивает содержательную целостность текста как единицы коммуникации. Когезия - это особые виды связей (графических, лексических, грамматических и др.), которые обеспечивают логическую последовательность, взаимозависимость текстового континуума. Коммуникативный аспект текста определяется тем, что текст является "неделимой" единицей коммуникации.

В последнее время в лингвистике, теории коммуникации, переводоведении и других гуманитарных науках широкое распространение получили понятия коммуникативной деятельности и дискурса. Коммуникативную деятельность рассматривают как систему последовательных действий индивидов (прежде, мыслительно-речевых), направленных на решение задач общения. Важнейшей характеристикой коммуникативной деятельности выступает ее социальная сущность и интерактивный характер.

Основными структурными компонентами коммуникативной деятельности являются: предмет общения, его тема; коммуникативные мотивы - причины общения; коммуникативные действия - единицы коммуникативной деятельности (коммуникативные акты); задача - цели, на достижение которых направлено общения, средства - знаковые системы, действия и операции (приемы , стратегии, тактики и т.д.), используемые коммуникантами в процессе общения; результат - обмен информацией.