Коммуникация как объект научного исследования

Коммуникация (от лат. Communico - делаю общим, повьязуюсь, общаюсь) - в широком смысле - это процесс общения и обмена информацией, что происходит с помощью общей системы знаков. Определяющим для понимания сущности коммуникации понятие информации. Информация служит формой репрезентации действительности объективного мира, где локализуется опыт живого существа.

Несмотря на тот факт, что исследование коммуникации, как одного из видов человеческой деятельности, началось еще в античные времена, считают, что прежде более-менее исчерпывающее определение этого явления было дано английским литературным критиком И. Ричардсом в 1928 году: "Communication takes place when one mind so acts upon its envrironтent that another mind is influenced, and in that other mind an experience occurs which is like the experience in the first mind and is caused in part by that experience "[цит. по 12] 3 Следует отметить, что понятие "коммуникации" так и не получило однозначного определения. На сегодняшний день существует более ста различных толкований этого явления. Разнообразие дефиниций коммуникации обусловлено, во-первых, множественностью ее способов, одним из которых является словесно-знаковая фиксация информации, передаваемой, во-вторых, разницей целей информационной передачи (информирование, запрет, обучение, пропаганда, переговоры и т.п.) , в-третьих, дискретностью / недискретнистю временных и пространственных параметров передачи информации и ее восприятия, в-четвертых, способом адресованости информации (сравн. ретиальна (массовая) коммуникация и аксиальная (конкретно адресована).

Традиционным является также разграничение коммуникации на вербальную и невербальную. Невербальная коммуникация в чистом виде представлена ??коммуникацией животных. Она направлена, прежде всего, на адаптацию к среде. Первые средства коммуникации возникают из инстинктивного поведения, которая может варьироваться и корректироваться под влиянием условий существования. Невербальная коммуникация делится на две группы. Первая представлена ??первичными кодами (мимикой, парамовою жестов), а также вторичными коммуникативными системами - математической, компьютерной символикой, искусством, играми и т.п. (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования).

Информационный обмен с помощью языковых знаков характеризует вербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация является наиболее исследованным разновидностью человеческого общения. Кроме того, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный язык можно "перевести" любое сообщение, созданное с помощью другой знаковой системы. Вербальная коммуникация имеет сложную многоярусную структуру (фонетическую, морфологическую, лексическую, синтаксическую, текстовую и интертекстову, которая представляет собой континуум речевой деятельности), которые изучаются соответствующими разделами языкознания. Вербальная коммуникация по своей сути является условным и невозможна в чистом виде, она всегда накладывается на сопутствующую ей невербальную. Вербальное общение включает две несеметрични фазы: психолингвоментальну деятельность адресанта - отправителя информации и адресата - ее получателя. Коммуникация со стороны адресата предполагает не только декодирование (расшифровка) семантики (значения) языковых знаков, но и раскрытие глубинных смыслов речи и текстов, использование фоновых знаний, учет самой ситуации общения. Тем самым, вербальное общение является целенаправленной психолингвоментальною деятельностью адресанта и адресата, результатом которого является информационный обмен, а основным средством - речь (устная, письменная или печатное).

Общение людей происходит в рамках коммуникативного акта, дискретной единицы коммуникации является, что выделяется с целью ее анализа и описания. Составляющими коммуникативного акта является коммуне канты (отдельные личности или коллегиальные отправители и получатели информации, напр., Правительство, партии, электорат) сообщение, состоящее из элементов языкового, паралингвистического и невербального кодов; ситуативные элементы общения. Для лучшего понимания явления коммуникации стали пользоваться методом моделирования, который заключается в воссоздании характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникативного процесса в целом.