Метод политической коммуникации

Политическая коммуникацияОсновой метода политической коммуникации является идея о том, что необходимым и первоочередным условием эффективности функционирования политической системы является политическая коммуникация и информация. Этот метод берет на вооружение «загальнокибернетични» идеи Н. Винера, отвергая традиционное деление на механические системы и органические системы. Кибернетика берется рассматривать все самоорганизующиеся системы, реагирующие как на влияние среды, так и на результаты своего собственного поведения.


Исходя из системного характера политики, профессор Гарвардского университета Карл Дойч предложил чрезвычайно смелую систему кибернетического анализа политического процесса. В нем политика и правительство видятся преимущественно как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей, одновременно политическая система отождествляется с устройством, которое приводит снаряд на цель.
Политическая система подобна (аналогичная) к кибернетической системы, которая способна сама настраиваться. Управления заключается в пилотировании, что зависит от информации о пребывании цели, о том, какую расстояние осталось преодолеть, и о результатах предыдущих действий. Дейч представляет анализ от понимания обратной связи, под обзором управления действиями на основании опыта предыдущих ошибок.
Политическая система не изолирована от внешней среды. Наоборот, в своем функционировании она зависит как от постоянного потока информации, поступающей из среды, так и от постоянного потока информации о своем собственном движении.
Под обзором классических представлений система не находится в «равновесии». Она участвует в динамических процессах. Фактически она находится в постоянном поиске, уточнении цели, реализация которой зависит от взаимоотношений между четырьмя количественными факторами.
1. Информационную нагрузку на систему. Оно соответствует тому, насколько значительные и стремительные изменения в расположении цели относительно поиска. Если взять за пример самолет в полете, то нагрузка довольно значительное. В политике оно соответствует размаху, масштабу и частоте изменений, с которыми должен звладаты правительство.


2. Опоздание (отставание) в реакции системы. Иначе говоря, имеется в виду отрезок времени между получением информации относительно пребывания мишени и выполнением соответствующего действия поисковой системой. Дойч подает пример с промежутком времени, «который проходит от получения др.
формации о пребывании вражеского самолета и тем моментом, когда зенитные орудия будут реально приведены на то место, где он будет сбит ».
В политике может быть опоздание, которое заставит правительство или партию реагировать на новую чрезвычайную ситуацию или на новое задание. Сколько времени политическим руководителям на то, чтобы осмыслить новую ситуацию, прийти к решению, сообщить о нем и достичь его выполнения?


3. Прирост, т.е. сумма изменений тех или иных параметров функционирования результате корректирующих операций. Когда прирост слишком значительный, то возникает опасность, что избыток
НЕ корректировки отклонит систему от желаемого направления. Другими словами, слишком сильная реакция отклоняет от искомой цели.
В политике прирост (приращение) означает скорость и серьезность реагирования политической системы на новые факты, о которых она узнала. Пример такой реакции: широкомасштабная и стремительная отпор США японском нападения на Пирл Харбор.
4. Опережение - расстояние между правильно предусмотренным пребыванием движущейся цели и реальным пребыванием в данный момент в соответствии с только что полученных сигналов.
Так, например, учитывая смещение, охотник стреляет впереди летящей птицы; он целится не в самой птицы, а в точку впереди траектории его полета.


Какие возможности имеет правительство, чтобы эффективно предвидеть и предупредить новые проблемы, которые могут возникнуть? Насколько он действительно предусмотрительный? Насколько он способен действовать с опережением ситуаций, которые могут возникнуть? Как он пытается обеспечить опережение, повысить точность прогноза «отклонения»? Имеет ли он располагает специализированные и эффективные службы информации, прогнозирование и планирование? Какой эффект свободных публичных дискуссий, где могут высказываться неортодоксальные взгляды?
Которая совокупное действие этих факторов, их взаимная равновесие? При достижении цели возможность успеха всегда обратно пропорциональна информационном нагрузке и припизненню реакции системы. До определенного момента шансы на успех могут связываться с величиной прироста, однако, когда его уровень достаточно значительный, соотношение становится обратным. Шансы на успех всегда соотносятся с «опережением».
С помощью предложенных Дойчем параметров можно без идеологического предубеждения и аксиологических суждений оценить действенность различных политических систем в зависимости от их способности функционировать как более или менее эффективный «рулевой механизм». Речь должна идти о том, чтобы оценить опоздания реакции правительства на новые или сложные ситуации, его интенсивность и способность на опережение.


Таким образом, правительство рассматривается как система принятия решений на основании различных потоков информации.
Сообщения, поступающие из середины или извне, принимаются рецепторами (датчиками), т.е. многочисленными и различными блоками-приемниками. Кроме обычного перехвата, рецептор осуществляет несколько функций: кодирование, отбор информации и обработку данных. Затем информация поступает на блок «память и ценности», где она обрабатывается и служит как база данных действия блока ЦПР (центр принятия решений). В блоке «память и ценности» накапливается и хранится информация, сравнивается новая информация с информацией о предыдущем опыте; «ценностный» элемент этого блока осуществляет сравнение реальных возможностей с целями, которым отдается предпочтение. Наконец, ЦПР «готовит» решения, отдает распоряжения блокам-исполнителям - «эффектора».
Схема, конечно, предполагает и «обратная связь». Рецепторы получают сообщения не только от внешней среды, но и от эффекторов, которые информируют их о результатах выполнения решений и о состоянии самой системы. Информация о выполнении решений возвращается в систему как новый «выход», новые введенные данные и затем подлежит обработке. Проработана определенным образом информация вновь поступает на блок ЦПР.


Таким образом, правительство действует как кибернетическая система: он самостоятельно принимает решение на основании информации о внешней среде и о своей собственной ситуации.
Действительно, значение информации и коммуникации для нормального функционирования, стабильности и эффективности политической системы трудно переоценить (не умаляя, однако, роли других переменных). Необходимо, чтобы информация циркулировала, пронизывала всю политическую систему, иннервувала ее многочисленными сетями, «нервами управления». Необходимо, чтобы власть была проинформирована и чтобы она могла информировать для эффективного функционирования. Нужно, чтобы были разнообразные коммуникационные цепи, движение информации от властей к гражданам и от граждан к власти. Качество решений, предсказания и опережения зависят от информации, от данных, которыми оперирует система. Для "некоторых политических систем характерно стремление быть информированными о реальности с максимальной точностью. Напротив, другие системы оказываются недостаточно или мало информированными, отчасти из-за бесконтрольности механизмов информации. Некоторые сообщения фильтруются или не пропускаются: они не доходят до центров принятия решений (ЦПР). другие сокращаются и передаются лишь частично.


Так, тоталитарная система может уменьшить уровень «опоздание» относительно реакции, обеспечивая быструю передачу распоряжений от верхов до низов. Но есть опасность, что это преимущество будет подорвана и уровень «опоздание» будет расти, потому что в такой системе трудно передавать информацию в противоположном направлении, т.е. от низов до верхов. Когда «спуск» происходит ускоренно, «подъем» может оказаться замедленным или неполным.
Система может также серьезно пострадать из скупую информацию, которую она получает о внешней среде и о себе. К тому же, кроме новой информации, она может фильтровать и старую, которая хранится в блочные «памяти», одновременно упорно не учитывать тот или иной накопленный опыт - например, ввиду чью свободу или определенную идеологию.
Система, перестает принимать новые сообщения и учитывать часть своей «памяти», рискует сползти к авантюризму или даже провалиться. Она частично теряет способность управлять, т.е. теряет эффективность в координировании усилий. ей придется меньше рассчитывать на доверие граждан и на свою легитимность, добиваясь подчинения. Поэтому она будет применять авторитарные или репрессивные методы.
Политическая коммуникация есть процесс передачи политической информации, благодаря которому циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами. Идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидуумами и группами на всех уровнях.
На чем основываются коммуникации? Какими средствами распространяется, передается информация? Первоочередно можно выделить три способа коммуникации.


1. Коммуникация через средства массовой информации. Речь идет о печатных (пресса, книги, плакаты и т.д.) или электронные (радио, телевидение и т.д.). СМИ.
2. Коммуникация через организации. Политические партии или группы давления служат как звенья передачи между правителями и управляемыми. Поэтому Лестер Милбрейт рассматривает правительство как коммуникационную сеть, которая направляет свои действия в соответствии с информацией, что ему передается, он подчеркивает здесь же значение лоббистов: «Все чиновники формируют решение на основании того, что дошло до их внимания, а не того, что об 'объективно правильное ли реально. Следовательно единственный способ повлиять на решение - это применить воздействие на восприятие тех, кто их принимает. Поэтому коммуникация является единственным способом изменить восприятие или повлиять-на него: процесс лоббизма является вполне коммуникативный процесс »1.
3. Коммуникация через неформальные контакты. Этот способ коммуникации через личные, «лицом к лицу» связи важен в примитивных или традиционалистских обществах. Но он имеет значение и в развитых обществах, даже в условиях расцвета СМИ.
Это обстоятельство доказана в исследовании Пола Лазарсфельда о пропаганде и эффект СМИ. Аудитория не воспринимает СМИ как некий недиференцинований блок. Массы, внутри которых формируются мнения, ведут себя как совокупность структур. Влияние средств массовой информации происходит посредством определенных лиц, которые играют в этом процессе роль инициаторов и передатчиков - «лидеров мнения» (направляющие мнению, заинтересованы в ней). Каждый из них влияет на членов «первоначальной группы» (семья, рабочая группа и т.д.), к которой он принадлежит.


В распространении информации нужно видеть две последовательные волны. Первая доходит до «лидеров мнения», вторая идет от них, разветвляется в их аудитории. «Лидеры мнения» обозначены несколькими чертами: они информированном, чем их окружение, они более внимательны к информации; они больше читают газет, слушают радио, смотрят телевидение и т.д..
Поэтому Лазарсфельд, Берельсоном и Годе пишут: «Идеи распространяются от радио и прессы к лидерам мнения и впоследствии от них до менее активных секторов» 3. Распространение информации происходит последовательными клочьями. Коммуникация включает два последовательных потоки («двухступенчатый поток коммуникации»). Таким образом, лидеры мнения являются посредниками влияния СМИ на людей.
Каждая политическая система разворачивает свою собственную сеть политической коммуникации на основе своих возможностей и экономического развития. Существует прямая связь между уровнем экономического развития и уровнем развития средств массовой информации.
Вместе с тем существует широкое соотношение между коммуникацией и политическим развитием. Структуры коммуникации развиваются параллельно политических систем.


С другой стороны, по степени автономности структур можно отличить либеральные системы от авторитарных или тоталитарных, так как последние пытаются строго контролировать политическую коммуникацию с целью формирования общественного мнения.
Такие явления, как избирательность памяти, односторонняя информация, неиспользование разных источников и т.д., могут лишить государство ощущение реальности относительно общества. Информируя саму себя, не имея достаточного количества контактов с внешней средой, она рискует остаться в замкнутом круге. Когда нет реального общения с людьми, не воспринимаются и не удовлетворяются все их ожидания, власть подходит к опасности ошибок и разрывов.
Чтобы эффективно работать, политическая система должна всегда находиться в состоянии готовности, быть восприимчивым и внимательной к тенденциям и потребностям общества. Это крайне необходимо для того, чтобы правильно реагировать на импульсы, идущие от него, чтобы отвечать на его ожидания. Когда правоведы назвали это «правительством общественного мнения». Тем, собственно, они определили демократию под обзором взаимообмена, коммуникации, постоянного диалога между властью и общественностью.
Для того, чтобы административная система имела больше возможностей для коммуникации, необходимо уменьшить расстояния и преодолеть барьеры, которые мешают группам и странам в общественной и служебной пирамиде взаимодействовать эффективно.
Коммуникация жизненно необходима для любой системы. Конечно, не стоит оставлять без внимания и другие переменные. И нужно, чтобы политический анализ учитывал проблемы информации и коммуникации одновременно с другими переменными, как это делают, например, при функциональном подходе, где коммуникация рассматривается как одна из функций политической системы.
Алмонд и Коулмен анализируют ее с четырех углов зрения: гомогенности политической информации, ее мобильности, объема и направленности.
В развитых системах политические «послания» обычно понимают все. А в системах, которые развиваются, наоборот, информация гетерогенна; например, она дифференцируется в зависимости от того, кому адресована: жителям города или села. И разрыв может быть большим или меньшим в зависимости от социокультурного и политического уровня развития страны.


В развитых системах циркулирования информации не сталкивается с препятствиями. А в системах, которые развиваются, информация проникает хуже или лучше в зависимости от района (городского или сельского). В этих же системах объем политической информации меньше, чем в развитых.
И, наконец, взаимообмен и связь между правителями и управляемыми в системах, которые развиваются, состоящие преимущественно в одном направлении - от первых ко вторым. Напротив, развитые системы часто характеризует взаимность обмена. Поэтому очевидно, что при анализу этой и других переменных полезно различать системы, которые развиваются, и системы развиты.
Гомогенный (лат.) - однородный.
Гетерогенный (лат.) - разнородный, противоречивый.