Коммуникации - составляющая общества

КоммуникацияМы живем в мире коммуникации. 70% своего времени человек тратит именно на коммуникацию. Без эффективного ведения связи остановилось бы немало производственных процессов.
Именно коммуникация обеспечивает существование социальной памяти, хранение и передачу информации - в пределах одного поколения, а также от одного поколения к другому. Общество не может существовать в режиме только индивидуальной памяти: человек находится в ситуации, непрестанно меняется.
Поэтому для ее фиксации возникает потребность в динамичной структуре.

Индивидуальная память делает невозможным передачу и хранение информации в объемах, достаточных для функционирования общества. Коммуникация соответствует тем задачам, которые ставит перед ним общество. Например, если общество изменилось по качественным и количественным показателям, оно переходит от использования устной речи к устной плюс письменной.
Устная коммуникация ограничена относительно передачи во времени и пространстве: устно мы не можем транслировать то в будущем или разговаривать с удаленным собеседником.
Письменность позволила снять эти ограничения. Развитие техники создал предпосылки для функционирования устной коммуникации в новом режиме: магнитная лента может донести голос из прошлого в будущее, с помощью телефонного или радиосвязи мы можем общаться с другими городами.


Итак, изобретены альтернативные системы позволили решать нерешаемых ранее задачи.
Однако письменность сей день остается самым дешевым и простым средством коммуникации. Благодаря ей знания накапливаются не только в голове человека, который, известно, не может надежно и длительно хранить необходимое количество информации, поскольку ей присущи забывчивость и способность ошибаться подобное. Кроме того, есть ограничения по объему той информации, которую способна запомнить человек.
Письменность позволила человеку быстрее входить в систему знаний. Сейчас не нужно самому доходить до их источников, а можно свободно использовать достижения предыдущих поколений.


Во все времена существования общество контролировало процесс передачи знаний. В прошлом был четкий персональный отбор тех, кому предусматривалась передача соответствующей информации (например, среди шаманов, колдунов и т.д.). Эти знания обязательно передавались; примечательно - преемственность почти никогда не нарушалась, каждый носитель информации перед своей смертью готовил своих последователей.
В более поздние времена контроля взяла на себя цензура (реальная или опосредованное). Власть достаточно тщательно контролировала письменную коммуникацию. Даже обучения письму превращалось в священный акт: так было в Древнем Египте, Китае, где только особые «касты» имели доступ к письменных текстов.


Печатная коммуникация снова возникает как ответ на общественные проблемы. Для Западной Европы это была, главным образом, проблема идеологическая - унификация при размножении текстов Библии. Необходимо было изготовить достаточное количество текстов, но текстов идентичных, без ошибок переписчиков. Первые университеты также, к слову, возникают как ответ на идеологические проблемы унификации образования, то есть проблемы четкого контроля над передачей знаний.
Впоследствии печатная коммуникация решает эти задачи - идентичности и массовости - во всех отраслях. Возникает даже новая форма общественного обсуждения информации - газета. Она стала интересной формой организации общественной информации, так как постоянно вела речь о те же объекты, т.е. описывала развитие событий. Благодаря этому, иначе говоря, розчистився информационное пространство человека, исчезли разговоры о «единорогов» и подобные этому вещи, поскольку постоянная речь о тех же объекты не давала хода фальсификациям, сознательным или случайным.


К тому же, возникает несколько газет, что позволило описывать те же события с разных позиций.
В общем коммуникация позволяет синхронизировать жизни общества во времени и пространстве. Это переход от чего, что напоминает броуновское движение, к постоянным форм существования. Без прогнозирования человеческого поведения общество невозможно. Сейчас и школа, например, это также подготовка маленького человека к постоянным формам поведения, когда ребенок учится сидеть продолжительное время, не мешать другим, слушаться подобное.
Коммуникация позволяет создавать элементы единого организма из индивидуальных ситуаций. Она постоянно соответствует уровню развития общества. К примеру, газеты некогда выходили с регулярностью, что соответствовало расписанию движения почтовых экипажей.
Сейчас каждый может общаться по телефону с человеком, который находится на другом континенте. Когда растительный и животный миры синхронизировали свою жизнь согласно природным ритмам (день - ночь, весна - лето - осень - зима), то человеку также необходимо согласовать свои синхронизации одновременно с природными.


Первые газеты переросли в разветвленную систему массовых коммуникаций, без которой трудно представить современное общество. Однако новости, подаваемые ими, оцениваются по-разному.
Теперь рассмотрим вопрос о том, с какими характеристиками коммуникаций мы имеем дело.
Коммуникация может быть вербальной или невербальной. Вербальная коммуникация - это наше обычное использование языка. К невербальной коммуникации относят мимику, жесты, позу, тип одежды (например, когда человек готовится выступить на вечере ветеранов, то она оденется не так, как оделась бы на встречу с молодежью), прическа, а также интонация, тембр голоса и т.д..
Так, в США низкий голос всегда был признаком мужества, поэтому многие специально срывали свой голос, стараясь сделать его низким. Сюда же отнесем также имитацию голоса выдающихся людей, популярных певцов или актеров.
Человек лучше руководит вербальной информации, чаще оставляя без внимания коммуникацию невербальную. И это изменяет ей. Ибо по тембру голоса можно определить, говорит человек правду или нет. В переговорах с помощью невербальной информации можно узнать, до какого предела способен дойти противная сторона, а затем использовать эту информацию для продолжения переговоров.
Вербальная коммуникация имеет системный, структурованиший характер. Невербальная коммуникация не является такой четкой, хотя и она несет в себе достаточно информации.


Коммуникация может быть устным, письменным или печатной. Устная коммуникация дает возможность быстрого реагирования, передает все нюансы разговора. Поэтому, например, допрос для следователя интереснее в устной форме.
Письменной коммуникации требуют от человека, например, государственные учреждения. Мы расписываемся, пишем, подписываемся, таким образом фиксируя, что именно нами написано тот или иной документ.
А как было в прошлом, когда не было письменности? Тогда роль устного слова была значительно важнее, слово было весомым. Трудно представить обстоятельства, при которых человек мог бы его нарушить.
Чтобы еще усложнить этот процесс, в нем участвовали свидетели. Продавалась земля, и свидетели запоминали, что именно так это и было. А чтобы сила слова была весомой, использовали горсть земли. Или же иногда свидетелей тянули за уши. Ныне свидетели также сохранились, например, в ситуации свадебной церемонии.


Печатную коммуникацию, в дополнение к письменной, предложил использовать представитель Пражской лингвистической школы И. Вахек. Действительно, увеличивая количество адресатов, мы уже не можем подробно передавать особенности адресанта, пишущего. Мы унифицируем письмо, делая его печатным. Однако, отправляя сообщения, мы стремимся собственноручно написать его на открытке.
Коммуникация может быть формальной или неформальной. К первой относят официальные ситуации, которые значительно сильнее контролируются их участниками. Неформальные ситуации отражают непринужденный характер разговора. В данном случае мы используем не ранее заготовленные тексты, а создаем их во время разговора. И тот, а также другой вариант является достаточно распространенным на практике.
Можем построить классификации по учету количества собеседников:
1 - внутренняя-коммуникация, когда человек разговаривает сам с собой;
2 - межличностная коммуникация;
3 - 5 - коммуникация в малых группах;
20-30 и более - пуфиинна коммуникация. Например, выступление перед аудиторией. Здесь уже имеющийся функциональное разделение: активный оратор и пассивная аудитория;
100 и больше - организационная коммуникация. Когда люди работают в одной организации, они связаны многими коммуникационными ситуациями, которые, в общем, и формируют климат фирмы, завода и т.д.. Так появляется иерархическая коммуникация: от высших до низших. Может возникнуть расхождение между формальным (т.е. назначенным) и настоящим лидерами.
1000 и больше - массовая коммуникация, включая газеты, телевидение, журналы, радио.
Это все разновидности коммуникации в рамках одного языка и одной культуры, но, поскольку в мире около 3 500 языков, то, даже пользуясь английским языком, латиноамериканец и европеец - как собеседники - могут чувствовать себя некомфортно, поскольку они привыкли разговаривать в разных манерах. Следовательно можем назвать такие разновидности коммуникации, как международное и межкультурное, и овладевания ими также требует особых навыков.


Таким образом, коммуникация - это сложный процесс, каждая модель которого может взять с него определенные особенности. Дж. Фиске вообще разделяет все теории (модели) коммуникации на два класса.
В одном случае коммуникация рассматривается как передача сообщений, и ее задачей является как можно точнее передать сигнал от источника к получателю. Соответственно, роль этого адресата довольно пассивная, он может получать только то, что передал ему адресант.
Другая школа утверждает, что коммуникация является производством и обменом значениями. Здесь изучаются тексты и культуры. Сообщение в этом случае будет не просто передаваться в неизменном виде, а, вернее всего, возникать из полученного самим адресатом. Мы, в свою очередь, можем назвать это физическими или гуманитарными моделями.
Еще в начале XX века возник спор о причине разницы между естественными и гуманитарными науками. Русский философ С. Л. Франк писал, что исследователь муравейника не является частью муравейника, а исследователь общественных процессов сам является частью этих процессов. То есть, когда биолог изучает клетки, он как субъект отделен от клетки - объекта. В ситуации с языком субъект и объект существуют сросшиеся.
Прибавьте еще такое наблюдение: гуманитарный исследователь может работать, охватив 100% своих объектов, например, исследователь творчества Т. Г. Шевченко может анализировать все его произведения. Вместе невозможно представить биолога, который изучал бы все, что существуют, клетки.


Таким образом, ученые сделали вывод: есть существенная разница между естественными и гуманитарными науками. И в будущем можно ожидать создания некоего варианта «гуманитарной математики», которая была бы способна описывать явления, связанные с сознанием.
Известно, что уже сейчас начали появляться соответствующие научные работы.