Функции и типология политической культуры

Функции и типология политической культуры - примерПолитическая культура имеет исключительно важный аспект, связанный с поведением и деятельностью политического субъекта , которые определяют прежде стиль участия субъекта в политической жизни, т.е. совокупность методов и средств его политической практики, компетентность, профессионализм, нравственность и т.п.. Известно, что не все субъекты политики обладают должным стилем деятельности. Поэтому одним из основных критериев оценки их политической культуры является способность к участию в политическом процессе, умение правильно оценивать политическую ситуацию, результативность деятельности. Безусловно, содержание политической культуры, в частности ее аспект, связан с поведением субъекта, достаточно емкий. Например, заметное место в нем занимают политические традиции и символы. Традиции хранят элементы прошлого политического опыта, является способом передачи образцов политического сознания и поведения от поколения к поколению.

Политическая культура выполняет определенные функции:

1. Интегративную функцию, т.е. достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя.

2. Коммуникативная функция политической культуры дает возможность установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» согласно иерархии политической системы.

3. Функция обеспечения социального прогресса означает, что политическая культура создает условия для развития политической системы и общества в целом.

4. Нормативно-регулятивная функция заключается в формировании и закреплении в общественном сознания необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

5. Воспитательная функция (или функция политической социализации). Понятно, что каждый, кто
включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способность адаптироваться к установленным образцам и других реалий цивилизованного политического бытия.

В классическом труде Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» выделяются три основных типа политической культуры:

1. Патриархальный (приходской), для которого характерно отсутствие интереса граждан в политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы, чтобы эти изменения имели место.

2. Подданнические, где присутствует сильная ориентация на политические институты, соединенная с низкой индивидуальной активностью граждан. Государственная власть представляется в плане спуска сверху норм, которые необходимо соблюдать, регламента, которому нужно подчиняться.

3. «Партиципаторна политическая культура», или активистский тип, для которого характерна заинтересованность граждан в политическом участии и проявление на практике такой активности.

В реальной политике существуют, как правило, смешанные типы: подданнические-активистский,
патриархально-подданнические и др.

Также достаточно известна типология политической культуры, которую сделал польский ученый Е. Вятр. Он предложил такую модель:
1) традиционная политическая культура, свойственная капиталистическим обществам;

2) политическая культура сословной демократии, при которой большинство населения полностью отстранена от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности только привилегированной меньшинства;

3) демократическая и автократическая культуры, характерные для эпохи капитализма;

4) политическая культура социалистической демократии, утверждается в условиях перехода к социализму.

До недавнего времени в отечественной политической науке господствовала типологизация политических культур по исторически формационному критерию. Согласно ей выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы культур. В каждом из них выделяются
классовые виды политической культуры: буржуазная, пролетарская и др.. На современном этапе приобрел распространение разделение на тоталитарный, плюралистический и переходный типы политической культуры. По территориально-национальному признаку выделяют национальный тип политической культуры. Он отвечает традициям и особенностям определенного этноса в пределах его территории. Однако даже в культуре относительно "чистого" и национального типа внутренние политические ценности, установки - неоднородны. Поэтому теория политической культуры широко пользуется понятием "политическая субкультура". Политическая субкультура - совокупность особенностей политической культуры определенной социальной группы, которые отличают эту политическую культуру от культуры другой группы людей. Групповые особенности обусловлены различиями в социальном положении людей,

образовательными, половыми, возрастными, этническими, религиозными и другими факторами, что дает основания для утверждений о субкультуре женщин, рабочих, предпринимателей, крестьян, молодежи. Например, молодежную субкультуру выделяют острота восприятия политических событий, эмоциональность, нередко недостаточная взвешенность оценок, тяготение к новому, а иногда бунтарство и апатия. Вместе составляющей политической субкультуры социальной группы есть типичные черты политической культуры общества.

Помимо вышеперечисленных типов политической культуры, которые являются классическими для политической науки, можно по различным критериям выделить еще несколько разновидностей этого феномена политического жизни. Один из таких критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в определенной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (Однородную) и фрагментарную (разнородную). Интегрированная политическая культура характеризуется: тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны; низким уровнем конфликтности и политического насилия, преимуществами общественных процедур в решении конфликтов; лояльностью к существующему политическому режиму. Примером такого типа политической культуры может быть Великобритания.

Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между отдельными группами, лояльности к государственным структурам.

Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности. Выделяют также политические субкультуры, присущие отдельным группам населения или частям системы - региональные, социоэкономические, этнолингвистических, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п.. На политическую культуру региона существенно влияют такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп, имеют разный экономический статус, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играют важную политическую роль.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями определенных социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее влияние такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей представителей разных поколений. Эти субкультуры существуют преимущественно в тех обществах, которые политически реформируются.