Формирование гражданского общества в Украине

Формирование гражданского общества в Украине - пример1 декабря 1991 народ Украины на всенародном референдуме выразил свою суверенную волю построить Украинское независимое государство. А начался этот процесс еще до референдума - с принятия Верховной Радой в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины. 

Ее основополагающий принцип был современное понимание суверенитета народа как многогранного понятия. Декларация предусматривала народовластия, утверждения гражданства Украинского государства, его экономическую самостоятельность, экологической безопасности, национально-культурное возрождения украинского народа. Вместе гарантировался свободный национально-культурный развитие всем национальностям, которые проживают в Украине. Так, провозглашая Украины суверенным национальным государством, Декларация исходила из того, что украинский народ как единственный источник государственной власти в республике - это граждане всех национальностей, живущих в Украине. Следующий исторически значимый шаг - это принятие Конституции Украины 28 июня 1996 года.

Сейчас процессы формирования в Украине гражданского общества и создания независимой, демократической, социальной и правовой государства происходят параллельно. Граждане, общественные организации и различные политические институты Украины в этих условиях пытаются эффективно использовать опыт передовых, демократических стран по защите прав и свобод каждого человека.

Общественный прогресс в Украине в современных условиях возможен не только через включение в процесса общественного развития всех возможностей и потенциала демократического государства, но и через использование достижений гражданского общества. Человек, взаимодействуя с государством обществом, должна выступать не только в роли субъекта частного права, но и как носитель публичного права. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством. По этому поводу в Конституции нашего государства говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления ».

Гражданское общество требует и создает предпосылки для децентрализации государственной власти путем передачи значительной части ее функций органам самоуправления. Оно развивается в условиях правового государства и сам является базой для нее. Равновесие между гражданским обществом и государством - важный фактор стабильного демократического развития, а нарушение ее ведет к гипертрофии властных структур, отчуждения и политического бессилия народа. За годы независимости в Украине сложилась сеть институтов гражданского общества, благодаря которым общественная жизнь приобрела определенные черты гражданского общества, рис, существенно отличающие его от жизни при коммунистическом режиме. Формально существует правовое поле, необходимо для защиты прав человека и для его добровольного участия в решении общественных дел.

Гражданское общество в Украине пока не заявило о себе как центр силы, с которым бы были считаться властные структуры, не стало противовесом власти. В Украине, в связи с традиционно скептическим отношением к негосударственным структурам, основная часть общественных функций централизована. По данным Института социологии НАН Украина, даже по таким сугубо духовных институтов гражданского общества, как «Общественные организации», «церковь», «творческие союзы», «организации по интересам», около 30% респондентов считают государственное руководство ими единственным эффективным средством их развития. Да и вообще уровень доверия населения к государственным и негосударственным структурам предельно низок.

Для дальнейшего развития институтов гражданского общества в Украине необходимо:

1. Законодательно урегулировать многоуровневую систему отношений между органами государственной

власти и институтами гражданского общества.
2. Путем обобщения результатов теоретических исследований создать концепцию эффективного взаимодействия на горизонтальном и вертикальном уровнях всех структур гражданского

общества с четко ориентированной деятельностью и функциями всех его институтов.
3. Ведущими центрами деятельности институтов гражданского общества должны стать местные структуры, которым проще лоббировать интересы отдельных граждан.

4. Для активизации работы общественных организаций необходимо определить приоритетные направления их деятельности.

5. Обеспечить информированность населения о деятельности институтов гражданского общества из альтернативных источников.

Итак, в современной Украине чрезвычайно актуальным остается задача активизации процесса политической модернизации, в рамках которого гражданское общество - это не отдельные институты, действующие в стране, а коллективные актеры политического процесса, развивающихся самостоятельно при содействии государства.