Правовое и социальное государство

Правовое и социальное государство - примерПравовое государство, по мнению современной науки, это реальное воплощение конституционной государственности. В ее основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелкой опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу личности и ее основные права. Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права человека и подчиняют власть воли суверенного народа.

В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство, необходимо распределить власть на законодательную, исполнительную и судебную. По отношению к гражданам в правовом государстве применяется принцип "разрешено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции ".

Правовое государство формировалась постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Например, о власти закона, одинакового для всех граждан говорил еще в VI в. до н. н.э. древнегреческий архонт Солон, о соотношение естественных прав человека писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в XVII-XIX веке в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и др.. Самый термин "правовое государство" сложился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Велькера, Р.фон Моля и др.. В политических системах многих стран принцип правовой государственности сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социальной государства.

Учитывая уже имеющийся опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:
1. Наличие развитого гражданского общества.
2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности, ответственность каждого за собственное благополучие.
3. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.
4. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.
5. Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
6. Распределение законодательной, исполнительной и судебной властей государства.
7. Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений средства разрешения над средством сдерживания.
8. Свобода и права других людей - единственный ограничитель свободы индивида.

Ни классическая либеральная теория правового государства, ни попытка административно- командного социализма не смогли обеспечить каждому человеку материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство. В ответ на несовершенство этих концепций учеными была создана теория, а затем и практика социального государства.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности.

Деятельность такого государства направлена на общее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Она пытается сгладить имущественную и другую социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о сохранении мира в обществе.

Истоки социального государства восходят к социальной практики, основанная в далеком прошлом. Еще в древности некоторые правители заботились о самых бедных граждан. Но основную нагрузку по социальному обеспечению слабых и обездоленных в то время лежало на больших семьях и общинах. Индустриализация и урбанизация разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные вопросы и классовую борьбу в обществе. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и ее превращения в одно из ведущих направлений деятельности государства.

В результате этих процессов, примерно в 60-х годах ХХ века возникли социальные государства. Необходимым условием для возникновения стал высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, что позволит им обеспечивать прожиточный минимум каждому.

Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя:
- перераспределение общественного дохода в пользу менее обеспеченных слоев общества;
- политику занятости и обеспечения прав работника на предприятии;
- социальное-страхование;
- забота о безработных, молодежь, инвалидов, престарелых;
- развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Теория социального государства появилась конструктивной ответом на критику несовершенства правового государства в его классическом либеральном варианте, ее несостоятельности обеспечить реальные права и благосостояние всем гражданам. Между правовым и социальным типам государств есть как единство, так и определенные различия. Единство их находится в том, что оба они призваны обеспечивать добро индивида. Правовое государство - индивидуальную свободу и основополагающие негативные права человека в посредством установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против узурпации власти. Социальное государство - достойные условия существования каждого.

Противоречия между ними проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должна вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, социальное государство непосредственно занимается решением этих проблем, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как одиночная собственность, конкуренция, индивидуальная ответственность и др.

В отличие от административно-командного социализма, пытался установить благосостояние всех граждан с помощью сравнительного распределения материальных благ, социальная государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь за счет развития производства, увеличения его эффективности, повышения индивидуальной активности и ответственности. Непосредственно к проблемам становления гражданского общества правового и социального типа государств примыкает проблема гражданства.

Гражданство - это принадлежность лица к определенному государству, что влечет за собой распространение на нее прав и обязанностей, установленных законодательством государства. В государствах с монархической формой правления термин "гражданство" заменяется термином "подданство". Порядок приобретения или утраты гражданства регулируется законодательством каждого государства. При этом обычно различается приобретения гражданства в силу рождения, в порядке натурализации или укоренения. При решении вопроса о приобретении гражданства в силу рождения применяются два принципа: национальный и территориальный.

Национальный принцип означает, что гражданство ребенка зависит только от гражданства его родителей, независимо от того, где она родилась. Территориальный принцип означает, что гражданство связано только с местом рождения и не связано с гражданством родителей. Большинство цивилизованных стран соединяют в своем законодательстве оба принципа с обязательным соблюдением определенных условий.

В любом государстве проблемы гражданства решаются на основе определенных законодательных актов. В Украине такими актами являются "Декларация о государственном суверенитете Украина "и закон" О гражданстве Украины ". Следует отметить, что украинское государство принципиально подходит к проблеме гражданства и ее решение.