Устройство современного государства

Устройство современного государства - примерФорма государства выступает за ее формообразующих факторы, которыми выступают форма государственного правления , форма государственного устройства и политический режим. Важным компонентом, который определяет форму государства, является форма государственного правления.

Форма правления - это способ организации верховной власти, процедура образование политических институтов и установления норм их взаимоотношений с населением. Форма правления является существенной характеристикой любого государства как способа социальной организации, упорядоченного и управляемого устройства общества.

Существуют две формы государственного правления: республиканская и монархическая. Монархия (от гр. «Единовластие») - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного правителя, главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора, эмира и т.п.). Главные признаки монархии: монарх - главный источник власти и права; власть передается по наследству, осуществляется бессрочно; не зависит от населения (подданных). Монархии классифицируются на ограниченные (конституционные, парламентские) и неограниченные (Абсолютные).

Современный монархический строй есть в пятидесяти странах мира: в более десяти развитых странах и в более чем двадцати странах, освободившихся от колониализма. Абсолютные монархии (Катар, Саудовская Аравия, Оман, Бруней) и теократические (светская власть в руках духовенства - Ватикан) конституционные (парламентские) монархии (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания,Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония и др..) Дуалистические монархии (власть между монархом и парламентом: Иордания, Бахрейн, Кувейт, Марокко).

Абсолютная монархия (лат. absolutes - безусловность, неограниченность) - это максимальная централизация управления обществом, вся верховная власть сосредоточена в руках монарха. Конституционные, или парламентские монархии характеризуются тем, что коронованная лицо является главой государства, считается его символом, олицетворением единства нации. Как субъект власти в государству может выступать источником права (выдавать или утверждать законы, ее именем оказывается правосудия, она представляет государство на международной арене, назначает главу правительства и министров, однако делает это в соответствии с предложениями лидеров партийных фракций, которые получили большинство в парламенте. Хотя государственное управление в конституционных монархиях осуществляется от имени короны, правительство здесь формируется парламентским путем.

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, однако достаточно широкими в сфере исполнительной власти. Парламент, напротив, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастания в конституционные монархии или в республики.Республика (от лат. «Общественное дело») - это форма правления, при которой глава государстваявляетсявыборным и изменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей и представительного органа.

Главные признаки республики: источником власти в республике является народ; власть избирается;есть срочной; несет политическую ответственность перед избирателями. По способу формирования государственных органов и принципами взаимоотношений между ними выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские) республики.

1. Прямой мандат народа, которым наделен президент (лат. praesidens – сидящий впереди) в президентской республике, позволяет ему и его правительству действовать независимо от законодателей, сосредоточивать широкие полномочия в отдельных структурах исполнительной власти, предоставляет управление оперативности и действенности. Самостоятельность правительства президентской республики, его определенная независимость от расстановки сил в парламенте делают осуществления им целостного, можно менее политически ангажированного и конъюнктурного государственного курса, проводить его оперативно, не зависеть от длительных парламентских дебатов и голосований. Президенты, избранные народом на определенный срок, могут приписывать себе авторитет, происходит из прямых выборов, невзирая на позицию их политической партии в парламенте.

Президент республики обычно имеет право вето на законы, которые принимает парламент, хотя и не может досрочно распустить его. Так же и парламент не в состоянии объявить недоверие правительству и президенту. Статус, роль и авторитет главы государства в президентской республике обусловлены тем, что он избирается независимо, отдельно от парламента на прямых и всеобщих выборах или особой коллегией выборщиков, которым в свою очередь избирает население. Президентская система правления опирается на концепцию разделения властей. Президент как глава исполнительной власти может формировать правительство из представителей своей партии или блока.

Несмотря на то, имеет ли она большинство в парламенте. Президентская система дает преимущества исполнительной власти перед законодательной. Сам же парламент контролируется верховным судом, который следит за соответствием Конституции законам, которые принимаются (США, Бразилия,
Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.)..

У президента президентских республик является административный аппарат государства, который часто (Особенно в США) имеет больше власти, чем само правительство. Президенты имеют также определенные прерогативы в назначении судей и право амнистии.

2. Для парламентской республики характерно: формирование правительства на парламентских началах, когда он состоит из представителей одной или нескольких партий, имеющих большинство в парламенте; правительство отвечает перед парламентом и может быть отправлен им в отставку, его глава (премьер-министр, канцлер) часто является первым руководящим лицом в государстве, может быть президент с ограниченными прерогативами.

Преимуществом парламентской республики является то, что, опираясь на парламентское большинство, правительство способно оказывать значительное обратное влияние на законодательный орган, на управление делами в стране. Премьер-министр, в отличие от президента в президентской республике, отвечает перед парламентом. И премьер-министр, и правительство остаются у власти, пока пользуются поддержкой большинства. Поэтому, как правило, правительство формируется на партийной основе, а премьер министром становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Сейчас проступает тенденция концентрации власти в руках премьер-министра и приближения его прерогатив в прерогатив президента в президентской республике.

Парламент относятся приоритетное право работы над законодательством и бюджетом, функция контроля над правительством. Правом политического управления владеет отдельная партия или коалиция, имеющих парламентское большинство, с которыми связана также исполнительная и законодательная власть. Глава государства в такой системе выполняет представительские функции, назначает премьер-министра из лидеров правящей партии или коалиции политических сил. Такая система функционирует Германии, Италии, Индия, Турция, Израиль и др.. В парламентских республиках президент (глава государства) может влиять на состав и
политику правительства, которое формируется исключительно парламентом и подотчетно только ему (Италия, Германия).

3. Президентско-парламентская (полупрезидентская) республика (Франция, Финляндия, Польша, Россия, Болгария, Австрия, Ирландия, Португалия) характеризуется двойной подотчетностью правительства - президенту и парламенту. Эта форма правления сочетает сильную президентскую власть с эффективными возможностями контроля над правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент имеет широкий круг полномочий: является главой государства, главным командующим, имеет право отлагательного вето относительно решений парламента, назначает премьер-министра, может распустить парламент и назначить новые выборы, ввести чрезвычайное положение подобное. Время парламент имеет возможность контролировать деятельность правительства и премьера через слушания важных вопросов, отчетов, утверждение бюджета страны, вынесения вотума недоверия (Резолюции порицания) правительству и президенту (импичмент).

В полупрезидентской республике соединяется сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При этом она не устойчивых типичных черт, как президентская и парламентская и в разных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Главная черта полупрезидентской республики - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция.

Украина - парламентско-президентская республика. Форма государственного устройства - это территориально-организационная структура государства, разделение государственной власти и государственного суверенитета между центром и отдельными составляющими частями государства.Выделяют три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

1. Наиболее распространенным видом территориально-политической организации общества является унитарное государство. Принцип унитаризма означает такое построение государства, при которой верховная суверенное власть полностью сосредоточена в центре, а составляющие (департаменты, области, воеводства и др.) не имеют признаков политико-государственной самостоятельности, а есть только административно-территориальными единицами. В унитарном государстве образуются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы; функционирует единая система законодательства, правовая и денежная системы, единое гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус без политической самостоятельности, но являются автономными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства - это Польша,

Венгрия, Украина, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция, Испания и др..
Унитарное государство характеризуется простотой устройства единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны. Унитарном государстве присуща высокая степень централизации государственной власти, широкий контроль центра над местными органами власти. Для целого ряда унитарных государств характерно наличие определенной автономии для входящих в их состав созданий. Некоторые из этих автономий созданы по историко-географическому признаку (Большинство областей Италии и Испании), по национально-территориальному (Испания - Баскония, Каталония; Индия - союзные территории и округа). Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.). И децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Федерация - это союзное государство, в состав которой входят государственные образования, наделенные юридическим и политической самостоятельностью (штаты, республики, кантоны, земли), для которых характерные национальные, социально-экономические, территориальные различия.

2. Принцип федерализма заключается в разграничении компетенции федеральной центральной власти и властных полномочий субъектов федерации. Этот принцип означает договирнисть в принятии общих решений, равное представительство в органах федеральной власти. Территория в политико-административном плане не является единым целым, а состоит из субъектов федерации.

Субъект федерации обладает учредительной властью, имеет право принимать свою конституцию, иметь свою судебную и правовую системы. Федеральные законы получают безусловный характер. Вконституциях федераций разграничиваются компетенции федеральных и местных органов власти. К сферы компетенции центральной власти относятся вопросы разрешения конфликтов между субъектамифедерации, финансов, налогообложения, организации структуры и деятельности высших органоввласти, внешней политики, обороны страны и др..

Члены федерации не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. Сегодня федерациями являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Германия (ФРГ), Индия, Канада, Мексика, Россия, США и др.. Федеративные государства имеют в своем составе различное количество субъектов федерации.
Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Чего нельзя сказать о конфедерации. Конфедерация является союзом суверенных государств, который создается для достижения конкретной общей цели

3. Фактически - это союз нескольких независимых государств, которые объединяются для проведения единой политики в общих целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.). Для осуществления согласованной политики конфедерации образуют отдельные органы управления; но их решения не имеют силы прямого действия и должны утверждаться центральными органами власти стран-членов. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, единого гражданства; страны-участницы самостоятельно осуществляют международную деятельность, могут по собственной воле покинуть конфедерацию и расторгнуть конфедеративное договор.

Эта форма государственного объединения достаточно прочна и конечно эволюционирует в федерацию, либо распадается совсем. Например, конфедерации в США (1776 - 1787рр.), Швейцарии (до 1848г.), Германия (1815 - 1867рр).