Сущность, структура и функции политической системы

Сущность, структура и функции политической системы - примерСовременные интерпретации политических систем отличаются разнообразием теорий и концепций, даже определений категории «политическая система» существует более двух десятков. Политической системы - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на этом политических институтов и действий, организующих политическую власть и механизмы взаимосвязи граждан и государства.

Формирование политической системы - это процесс, который связан с постепенным обретением политическими отношениями ряда существенных признаков:
- устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни (при отсутствии которых может возникнуть распад системы и дезинтеграция социума);
- упорядоченность политических отношений, оптимальное сочетание их развития и стабильности;

- культурная почва политической системы, заключается в общности духовных
ценностей, политических символов, силе убеждений, восприняты членами политической
сообщества;

- политической системе присуще общее реагирования всех составляющих элементов на внешние воздействия и реакции. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения определенной общей проблемы.

Наконец, политическая система относится к классу открытых системных образований, т.е. она подвергается различным воздействиям не только внутренних, но и внешних факторов и формирует собственные механизмы самосохранения и сопротивления разрушительным действиям. Структура политической системы - совокупность властных институтов, связанных между собой и создают устойчивую целостность.

Рассматривая структуру политической системы, следует отметить, что именно те социальные институты (организации, учреждения, устоявшиеся порядки) и социальные нормы, традиции, которые так или иначе связаны с осуществлением политической власти, и являются важнейшими компонентами политической системы. Политические институты, нормы и решения, которые играют роль средств выработки и реализации политических программ, стратегий или акций, является регулятором деятельности социальных субъектов политики, можно считать элементами современных политических систем.

Политическая система включает следующие компоненты:
1. институциональный - состоит из различных социально-политических институтов и учреждений;
2. функциональный - совокупность функций, которые осуществляются отдельными социально- политическими институтами и их группами (политическое участие, деятельность, осуществление власти, влияние на общественную жизнь, политическая социализация)
3. регулятивный - комплекс политико-правовых норм и других средств регулирования взаимоотношений между субъектами политики, политические решения и технологии;
4. коммуникативный - совокупность отношений между субъектами политической системы, к власти, а также разработки и осуществления политики;
5. идеологический - совокупность политических идей, теорий, концепций, стратегий и доктрин.

Каждый из компонентов политической системы имеет свою структуру, особые, порой специфические формы внутренней организации. Так, среди структурных элементов политической системы следует выделить наиболее важные, которые воспроизводятся в любом государственно политической образовании современности:
1. Политические институты - государство, его органы и учреждения; политические партии и движения, другие общественно-политические объединения; институты выборов, парламентаризма, политического плюрализма, демократии, автократии и т.д..
2. Политические отношения, отражающие связи между классами, этносами, социальными группами, между личностью, обществом и государством, внутри политических организаций по овладение, организации и использования власти.
3. Политические принципы и нормы, благодаря которым социальные интересы и политические устои получают официальное определение и правовое закрепление.
4. Политическая культура, политическая идеология, политическое сознание. Они отражают политические стремления и интересы через ценностную оценку людьми политических явлений в виде определенных идей, взглядов, теорий, духовно-политических ориентаций, представлений и убеждений.
5. Политическое участие и поведение - комплекс стереотипов, образцов и стандартов, составляют модели и типы политической деятельности, функционирования (или бездействия) индивидов, групп, других сообществ.
6. Социальные субъекты политики - индивиды (граждане, политические лидеры), политические группы и коллективы, классы, нации, народа.
7. Механизмы политической коммуникации - прежде всего деятельность СМИ, политическая агитация и пропаганда, влияние на общественное мнение, средства политической конкуренции, политический маркетинг, механизмы политического конфликта или сотрудничества, диалога и тому подобное.

В западной политологии общепризнанной является классификация функций политической системы, предложили Г. Алмонд и Дж. Пауэлл: они выделили те функции, которые обеспечивают «Сохранение системы» в целом, а каждая отдельно - удовлетворяет определенную потребность политической организации.

1. Функция политической социализации поддерживает существующую политическую систему. Она означает процесс обретения человеком политических знаний, убеждений, верований, ценностей, эмоций и традиций, присущих данному обществу.
2. Функция адаптации, в частности, реализуется через политическое рекрутирование (лидеров, элит), т.е. подбор и подготовку субъектов власти, которые способны находить эффективные пути политического развития.
3. Функция реагирования, благодаря которой политическая система отвечает на сигналы и импульсы, поступающие извне или изнутри. Она становится особенно важной, когда появляются новые требования социальных групп, партий, оппозиции, которым не следует пренебрегать.
4. Экстракционная функция - получение ресурсов из природного, внешнеэкономического и внутренней среды.
5. Функция дистрибутивная, нацелена на распределение материальных и духовных благ, услуг, статусов и привилегий, и выполняет эту задачу.
6. Функции регулирования и контроля, ведь она осуществляет свое влияние на общество путем координации поведения групп и индивидов.