Политические концепции украинских мыслителей конца 19 - 29 вв.

Политические концепции украинских мыслителей конца 19 - 29 вв. - примерСоциализм. Особенно популярными социалистические идеи стали в первые десятилетия XX в. Исторические события этой эпохи, прежде Октябрьская революция в России, подтверждающих марксистское учение, значительного влияния которого произошли и Украина. Самые известные представители социалистического направления политической мысли Украины первой половины XX ст. - М. Грушевский и В. Винниченко тяготели к социал-демократизму. Предшествовавших им идейно Иван Франко и Леся Украинские.

Иван Франко (1856-1916) - поэт и публицист, философ, ученый-исследователь, общественно- политический деятель. И. Франко подвергает острой критике ряд марксистских положений, гениально предусматривает негативные последствия реализации некоторых постулатов марксизма. Франко подчеркивал, что эксплуататорские государства их учреждениями и правом были отчужденной от народа политической силой, противостоящей народу. Он не рассматривал пролетариат как авангардную силу революции и не разделял марксистской идеи относительно "исторической миссии пролетариата". По Франку, новый социально справедливое устройство будет базироваться на "широкие самоуправлении общин и краев, составленных из свободных людей и соединенных между собой свободной федерацией, основанной на солидарности интересов".

Главный способ осуществления народом своей власти - это общины, выполняющие все функции управления обществом: хозяйственно-экономическую, культурно-просветительную, судебную. Михаил Грушевский (1866-1934) - выдающийся украинский историк и политический деятель, Председатель Украинской Центральной Рады. В вопросе о форме украинской государственности взгляды Грушевского претерпели определенную эволюцию - от идеи федеративных форм организации государственной жизни украинской нации к идее национальной независимости Украины.

Во время революции 1905-1907 гг М. Грушевский считал, что решение украинского вопросы и национальных проблем народов России возможно путем реализации принципа национально-территориальной и областной автономии и обеспечение национальных прав всех народов.Жовтнева революция изменили взгляды М. Грушевского. Он перешел к идее национальной независимости и суверенитета Украины, свидетельством чему стал принятый возглавляемой им Украинской Центральной Радой 9 (22) января 1918г. IV универсал, провозгласил Украину, самостоятельной народной республикой. Владимир Винниченко (1880-1951) был одним из организаторов Революционной Украинской партии, членом Центрального Комитета Украинской социал-демократической рабочей партии, заместителем председателя Украинской Центральной Рады, первым председателем Генерального Секретариата (правительства Украинской Народной Республики). Винниченко как социалист, решения национального вопроса подчинял решению задачи социального освобождения народов, поэтому был готов отказаться от национальной независимости в пользу социализма. Идеал украинской демократии В. Винниченко видит в "федерации российской республики и участия в ней Украины как равного с другими государственного тела ". Находясь в эмиграции,

Винниченко изменил свои взгляды на украинскую государственность. В работе "Завещание борцам за освобождения "(1949) он писал, что уже не стоит вопрос о создании украинского государства, а
речь идет лишь о ее освобождении. Консерватизм конце XIX-начале XX вв. в украинской политической мысли преобладали идеи социализма, но заметное место в истории украинской политической мысли занимают также идеи консерватизма, особенно активизировались в XX в. Вячеслав Липинский (1882-1931) автор более 200 научных работ ("Письма к братьям- земледельцев. Об идее и организации украинского монархизма "(1926)," Украина на переломе 1657 - 59 "(1920)," Заметки к истории украинского государственного строительства в XVII веке "(1920) и др.). Лейтмотивом творчества В. Липинского есть слова: "Никто нам не построит государство, когда мы сами его себе не построим, и никто из нас не сделает нацию, если мы сами нацией не захотим быть».

Он считал, что только демократия может стать твердой опорой государственности. Нация у В.
Липинского выступает как политическая общность, включающая в себя всех граждан, независимо от их этнической принадлежности. Важным условием построения государства Липинский считал ее религиозное единство. Религия может примирить украинство, но он предостерегал против церкви, приспособленной к политической конъюнктуре. В. Липинский отмечал, что географическое положение Украины, историческое прошлое, экономические интересы требуют экономического и военного союза суверенного Украинского государства с Россией и Беларусью. Стефан Томашевский (1875-1930) изложил свою концепцию в работах "украинский история "," Под колесами истории "(1925)," Об истории, героев и политику "(1929). Государственная концепция С. Томашевского основывается на идее особой роли Галичины и униатской церкви в украинском государственном. Основными факторами, на которых базируется его концепция, есть земля, нация и государство. Важную роль в украинском государственном С. Томашевский отводит униатской церкви. Таким образом, в государствообразующей концепции С. Томашевского украинской государственности выступает в форме клерикальной монархии.

Национализм Н. Михновский, Д. Донцов и Н.Сциборский считали, что до революции 1917 г., когда Украина получила реальный шанс обрести политическую самостоятельность, нация пришла идеологически неподготовленной, а главное - готовы оказались ее проводники, которые часто уступали национальными интересами в пользу социальных демагогов.

Идеологи национализма считали своим долгом формировать национальное сознание украинского народа, всемерно содействовать осознанию им необходимости получения независимой государственности. Однако при этом они отрицательно относились к других народов, особенно российского, в той или иной форме пропагандировали идею национальной исключительности украинский.

Николай Михновский (1873-1924). В 1900 г. Н. Михновский произнес в Полтаве и Харькове речь, вышла отдельной брошюрой во Львове под названием "Самостоятельная Украина". Она считается первым программным документом украинского национализма. Он рассматривает правовые основания пребывания Украины в составе Московского государства согласно Переяславской соглашением 1654 г. По этому документу Украина – самостоятельное государство с республиканским строем - вступила в договорные отношения с Московским монархией как "Свободный со свободным" и "равный с равным". Поскольку позже московское правительство нарушил эти договоренности, то Украина имеет все правовые основания для нарушения соглашения и получения политической самостоятельности. Но одних только юридических оснований, замечает Н. Михновский, мало, необходимы еще достаточные физические и материальные средства. Главной проблемой украинской нации является отсутствие ведущей национальное сознательной слоя - интеллигенции.

Идея национального солидаризма полно была сформулирована в "X заповедях УНП" - основанной Н. Михновский Украинской народной партии.М. Михновский был одним из авторов конституционного проекта "Самостоятельная Украина" (1905), по которому Украина должна быть президентской республикой с двухпалатным парламентом - Радой представителей и Сенатом. Дмитрий Донцов (1883-1973) был главным идеологом движения, автором многочисленных произведений ("Основания нашей политики" (1921), "Национализм" (1926), "Дух нашей древности" (1944). Согласно своей философской позиции цели существования нации он усматривал не в материальных, а в духовных благах.

Он сформулировал концепцию нового - интегрального или действующего, украинский национализма. Исходной идеей интегрального национализма является идея переориентации украинства на Запад, отход его от России, как несовместимого с ней по историческим политическими традициями, национальными обычаями, образом жизни. Нацию Д. Донцов понимал как объединение миллионов воль вокруг общего идеала господства определенной этнической группы над территорией, которую она получила в наследство от родителей и которую хочет оставить своим детям.

Борьба за формирование нации и государственную независимость должна основываться на романтизме, фанатизме и безнравственности. Методом реализации ведущим слоем идейных установок интегрального национализма, за Д. Донцова, быть "творческое насилие", что означает ориентацию на принуждение в процессе борьбы за государственную независимость. В 20-30-х годах идеи Д. Донцова приобрели популярность в среде галицкой молодежи. Его национализм стал идеологической основой программы Организации украинских националистов (ОУН). Однако сам Д. Донцов не принадлежал к националистическим организациям.

Свою модель будущей украинской государственности, основанной на идеях национализма, предложил один из лидеров ОУН Николай Сциборский (1897-1941). Он является автором ряда трудов - "Рабочий и ОУН", "ОУН и крестьянство", "Нациократия", "Очерк проекта Основных Законы (Конституции) Украинского государства "и проч. Н.Сциборский был автором политической доктрины национализма. Н.Сциборский отрицал право политических партий на участие в управлении государством и считал диктатуру оптимальным средством осуществления государственной власти на время национального революции. Опорой политического режима должна стать революционная националистическая организация, которая выполняла бы диктаторские функции. Нациократия М. Сциборского является своеобразным сочетанием элементов политической доктрины фашизма и президентской формы республиканского правления. Идеология нового украинского национализма является теоретической основой деятельности политических организаций национал-радикального направления в современной Украине. Национал-демократизм Параллельно с националистическим направлением в украинский политической мысли сформировался и развивался национал-демократическое направление.

Зародился он в Галиции в конце XIX ст. и был связан прежде всего с государственными идеями И. Франко и Ю. Бачинского. Впоследствии национал-демократизм приобрел определенное распространение среди деятелей Приднепровья, которые до революционных событий и борьбы за украинскую государственность в 1917-1920 гг находились в основном на социалистических позициях и постепенно эволюционировали от идеи федерализма к идее национально-государственной независимости. И. Франко придавал большого значения развитию украинской культуры: сети школ, прессы, отстаивает "стяг национальности", национального языка, литературы, народного образования. Особенно заботился он о национальном языке.

Эти понятия не предусматривали обязательного отделения всех наций, входящих в состав Российской империи. Каждая нация имеет право на свою государственность, но национальная политика должна опираться на осознание фактических отношений. С. Днестровский, В. Старосельский и А. Бочковский предлагали решать национальный вопрос в демократических формах. Ведущей идеей их государственных концепций была идея безусловного признания права каждой нации на самоопределение.

В современной Украине носителями национал-демократических идей той или иной степени выступают правоцентристские партии - Украинская республиканская партия Народный рух Украина, Украинский народный рух, Демократическая партия Украины, Христианско- демократическая партия Украины и некоторые другие.