Развитие революционно-демократических идей 19 - начала 20 ст.

Развитие революционно-демократических идей 19 - начала 20 ст. - примерВ начале XIX ст. украинские земли были поделены в основном между двумя континентальными империями - Австрийской империей Габсбургов и Российской империей Романовых.

В середине XIX в. (В конце 1845 - начале 1846 гг) возникло Кирилло- Мефодиивське Общество по инициативе чиновника канцелярии Киевского генерал-губернатора М. Гулака, адъюнкта университета Н. Костомарова и студента университета В. Белозерского. Позже к ним присоединились Т. Шевченко, П. Кулиш, А. Маркевич, Г. Андрузский и др.. Через 15 месяцев братство было разгромлено полицией после предательства одного из новых членов, а члены братства были приговорены к различным срокам заключения. Николай Костомаров (1817-1885) - автор главного программного документа Кирило- Мефодиевского братства под названием "Закон Божий" (Книги бытия украинского народа) ". Ведущей идеей этого произведения является идея украинского мессианизма, по которой Украина имела исполнять волю Божию - спасать славянство.

Во взглядах на государство Костомаров исходил из того, что всякая власть исходит от Бога и не может быть абсолютной. В Киеве и Новгороде князь считался атрибутом государства, но он избирался и мог быть изгнан, если не удовлетворял требованиям народа или злоупотреблял властью. Тарас Шевченко (1814-1861) оказал большое влияние на политические взгляды членов Кирилло-Мефодиевского братства прежде силой своего поэтического слова, но в его произведениях нет целостной политической концепции, говорится о взглядах на отдельные проблемы государственности, социально-политических отношений и общественного строя в целом.

Политическое мировоззрение Т. Шевченко в своем развитии прошел несколько этапов. Первый этап сказывается романтизмом и какой-то идеализацией казацкого прошлого. Во второй период, который продолжался с момента возвращения в Украину после освобождения из крепостничества и в разгрома Кирилло-Мефодиевского братства, Т. Шевченко работает над проблемой отсутствия единства украинского народа. Он осуждает самодержавие, классовое расслоение, "земляков", которые, поехав на чужбину, возвращаются в Украину подручными колонизаторов. Причины положения украинского народа он видит в действиях внешних сил, во внутренних распрях, в несоответствия украинской правящей элиты - гетманов и казацкой старшины – задачей национального и социального освобождения.

Значительное место в политических стихах Т. Шевченко занимает проблема борьбы народов за национальное освобождение, он мечтал об утверждении социального равенства и политической свободы.

Политический идеал Т. Шевченко - это демократическая республика, где решающая роль должна принадлежать труженикам, которые работают на своей земле. Продолжали идеи братства громадовцы - М. Драгоманов и С. Подолинский. Михаил Драгоманов (1841 - 1895) выдающийся украинский историк. Драгоманов не разделял марксистский тезис об определяющей роли материального производства в общественном развития. Он считал, что экономическая деятельность удовлетворяет только одну из потребностей человека ("Питание"), тогда как существуют не менее важные потребности - размножение, познание, развлечения.

Понятие "общество" является ключевым во взглядах М. Драгоманова. Главным критерием оценки деятельности государства является служение общественному благу. Община является первичным звеном организации общественной жизни. Они строят федерацию снизу вверх, отношения между общинами должны строиться на федеративных началах. Самоуправление должно осуществляться различными сборами, которым были бы подотчетны должностные лица. Главную причину разделения общества на богатых и бедных Драгоманов усматривал в частной собственности. Покончить с нищетой можно только путем организации коллективной труда при коллективной собственности общины на землю и орудия труда.

Принцип федерализма был определяющим во взглядах М. Драгоманова и на национальном вопросы. Украина должна быть федеративным образованием, которое состоит из 20 земель (Киевской, Одесской, Харьковской, Полесской и др.). И, в свою очередь, входить в построенной на федеративных началах России.

Сергей Подолинский (1850-1891) стоял на более радикальных позициях в вопросе построения нового общества. Идея социально-политического равенства является центральным в политических взглядах С. Подолинского. Программа социалистического преобразования Украины предусматривала предоставление всем трудящимся равных политических и экономических прав, свободы слова и совести, равных возможностей для всестороннего культурного развития. Основной ячейкой социалистического общества должна стать община, которая является основой для ведения хозяйства и органом политического самоуправления, сочетающую в себе законодательную, исполнительную и судебную власть. Украина будущего должна быть сначала федеративной демократической республикой добровольно объединенных общин, а потому стать членом всенародного свободного союза - международной федерации. В отличие от М. Драгоманова, который выступал за эволюционный путь перехода к социализма, С. Подолинский средством этого перехода считал революцию в форме вооруженного восстания.