Политическая мысль времени казацко-гетманского государства и украинского Возрождения

Политическая мысль времени казацко-гетманского государства и украинского Возрождения - примерВ XII - XVI вв. украинские земли были разобщены и грабились - сначала татаро- монгольским нашествием , а затем Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, турками, крымскими татарами. К середине XVII в. власть в стране принадлежала польскому королю, а потом русскому царю. Борьба украинского народа против социального угнетения, колонизации и окатоличивания вылилась в волну восстаний, а затем привела к образованию Запорожской Сечи, которую историки называют христианско-демократической республикой с четким структурой общественных институтов и военной организацией во главе с гетманом. 

Этот был период литовско-белорусско-украинская общежития. Литва выступает собирателем разрозненных белорусских и украинских земель. Политический строй Литовского государства был подобным Киевской. Великие князья Литвы на украинских землях действовали по принципу: "Старину не рушить, нового не вводить", способствуя тем самым реставрации некоторых форм государственно-политического устройства Киевской Руси и определенной автономии земель.

Правовые отношения регулировал Литовский статут, составленный на основе "Русской правды". Украинская аристократия интегрировалась в правящей верхушке и принимала участие в деятельности великокняжеской власти на равных правах с этническими литовцами.

Иная ситуация сложилась на землях, которые после падения Галицко-Волынского княжества оказались под властью Польши. Новая власть здесь пыталась ограничить права украинской шляхты, руководствуясь религиозными различиями. Вместо удельных княжеств вводились воеводства как территориально-административные единицы. Православной шляхте запрещалось занимать административные должности.

Люблинская уния политически объединила Литву и Польшу в одно федеративное государство - Речь Посполитую и украинские земли, которые находились в составе Литовского государства, были инкорпорированы в состав Речи Посполитой. Так завершается литовско-русская период в истории Украина, который является переходным между княжеской и польско-казацкой эпохой. Нахождение украинских земель в составе Речи Посполитой имело негативные и позитивные последствия. С середины XV в. Киев становится центром рационалистически-гуманистического движения, охватил украинскую-белорусские земли Великого княжества Литовского. Для подъема политической роли Киева определенную роль сыграло культурное возрождение. Наиболее заметными личностями этого времени представителями реформации раннего гуманизма следует назвать С. Ореховского, Х. Филалета, И. Вишенского.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566) известными произведениями являются две речи "О турецкую угрозу". Автор называет два крупнейших блага, обеспечивающие мощь государства. Одним есть счастье, которое дается божественной судьбой, другим - рассудительность, даруется природой. С. Ориховский-Роксолан рассматривает вопросы организации государственной власти в работе "Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу" (1543). Труд написан в форме обращения подданного к правителю, состоит она из двух книг. В первой речь идет о требованиях, которым должно отвечать лицо короля. Это - стремление к правде и справедливости, овладение знаниями, наукой управления государством. Во второй книге автор дает ряд конкретных советов относительно тех действий, которые будут обеспечивать прочность государства и благосостояние подданных.

Относительно проблемы соотношения церкви и государства он обнаружил непоследовательность: сначала активно защищал Реформацию в Польше, доказывал, что верховным субъектом власти в государстве должна быть король, церковь же должен заниматься только духовными вопросами.

Позже он признавал церковью право участвовать в управлении государством, а в конце своей жизни защищал превосходство церковной (папской) власти над светской. Заслугой С. Ореховского было то, что он не один из первых в тогдашней Европе, опираясь на достижения античной мысли, приступил к разработке идеи естественного права в своей брошюре "О естественное право".

Христофор Филалет это псевдоним мелкого шляхтича, который проживал на Волыни. Его труд "Апокрисис" (ок. 1598) было ответом на произведение белорусского иезуита Петра Скарги "Синод брестский "(1597), направленной на защиту Брестской унии. Филалет в отстаивал идею равенства людей независимо от положения в обществе и вероисповедания. Он исходил из идей общественного договора и естественного права, ограничения власти монарха законом, отстаивал требование создания справедливого закона и его строгого соблюдение как подданными, так и королем. Филалет, основываясь на идеях общественного договора и естественного права, отрицал абсолютизм не только светского монарха, но и римского папы. В духе протестантизма Филалет считал незаконными вмешательства папы в светские дела и попытки подчинить себе светскую власть. Он обосновывал право простых верующих принимать участие в решении церковных дел. Иван Вышенский (между 1545/1550-1620), украинский православный полемист, является автором многих трактатов, направленных против унии, самым известным является "Писание к епископам, которые сбежали от православной веры ".

Основная идея Вышенского - идея социального равенства. В связи с этим он осуждал различные формы феодального гнета. И.Вишенского сформулировал концепцию соборности правления христианской церковью, в основе которой лежит идея равенства всех людей. Определяя принцип раннехристианской равенства основным в определении соборности, он выступал за то, чтобы все церкви были равны между собой и строили свои отношения и управлялись соборно. Он отмечал, что, получив власть от Бога, правитель не может пользоваться ею по собственному усмотрение, творить произвол, поскольку это является грубым нарушением Божьих установок о равенстве. Бог дал власть для того, чтобы утверждать закон и справедливость, а не творить произвол. Общественно-политические основы казацко-гетманского государства и взгляды Филиппа Орлика.

Со времен Люблинской унии возрастает роль южных степных районов Украины, куда стали
бежать от барщины. На этих территориях одной из главных задач стала организация отпора татарским нападениям. Для этого сформировалась прослойка свободных победоносных человек постепенно превратили военное ремесло на свою профессию. Они получили имя казаков. Это название тюркского происхождения означает свободную, независимую человека. В нижнем течении Днепра, за порогами, в 1522-1554 гг на острове Малая Хортица Дмитрий Вишневецкий создал военную формацию - Запорожскую Сечь. Термин "казак" вначале не означало какого-то состояния или класса, а лишь указывало на занятия - степные промыслы. Казачество развивалось на широкой социальной базе, постоянно обновлялась и динамично менялась. Победы войск Б. Хмельницкого весной и осенью 1648 взорвали не только военные силы, но и политические и идеологические основы Польского государства, ликвидировали ее превосходство на Приднепровской Украины и были основными факторами в возрождении украинской государственности.

Б. Хмельницкий выдвинул собственную программу Украинского казацкого государства, в основе которой лежала идея украинской соборности. Он был первым и, увы, последним в истории Украины эпохи феодализма политиком, который сумел не только возглавить борьбу за национальную независимость, но и с помощью гибкой социально-экономической политики объединить для достижения этой цели усилия разных классов, сословий и групп украинского общества. Хмельницкий не только выдвинул задача создания независимого государства, в состав которой должны войти все этнически украинское земли, но и сделал все возможное для его решения. На Сечи распоряжалась община. Все дела - военные, хозяйственные, наказания и помилование виновных, выборы сечевой старшины, внешние сношения и т.д. - Решала Сечевая совет, на котором все казаки пользовались равным правом. Высшей властью в Сечи были военные чиновники - кошевой атаман, войсковой судья, войсковой есаул и военный писарь. После заключения Переяславского соглашения судьба украинской государственности решалась в взаимоотношениях Украины и России.

Пилип Орлик (1672-1742). Известным политико-правовым документом времен гетманства П. Орлика является договор между ним и старшиной и запорожскими казаками "Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского ", известный как" Конституция Пилипа Орлика »или« Бендерская Конституция ". Договор, разработанный группой казацких старшин на главе с П. Орликом, было заключено 16 апреля 1710 на казацкой раде в Бендерах.

Конституция состоит из двух частей. Во вступительной части кратко представлена история казачества от предшественников киевского князя Владимира Великого до времен Б. Хмельницкого и И. Мазепы, а также обосновывается необходимость принятия конституции для предотвращения деспотизма правителей. Основная часть конституции содержит статьи, в которых говорится о государственное устройство Украины как казацкого государства. Конституция Ф. Орлика не вступило в силу, она осталась лишь проектом политико-правового документа.

Наибольшее значение конституции состоит в том, что в ней осуществлено всестороннее обоснование идеи независимости Украины как суверенного государства. Киево-Могилянская академия - центр украинской политической мысли. В Киеве в начале XVII ст. определяются два основных очаги культуры и образования - Киевское братство (основано в 1615 г.) и группа ученых-просветителей при Киево-Печерской лавре во главе с ее архимандритом Елисеем Плетенецким. На основе Киевского братства и Лаврской школы, основанной Петром Могилой, была образована в 1632 г. Киевская коллегия, впоследствии Киево-Могилянская коллегия, а затем и Академия. В XVII в. коллегия не имела официального статуса, но она была первым украинским высшим учебным заведением с европейским уровнем образования, где изучали пять языков, в том числе греческий, латинский, и семь свободных наук - грамматику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Значительный интерес представляет наследие деятелей Могилянской академии, начиная от ее учредителей - Иова Борецкого, Мелетия Смотрицкого, Захарии Копыстенского, Петра Могилы - до просветителей первой половины XVIII в., в частности С. Яворского, Ф. Прокоповича. Петр Могила (1574-1647) - церковный и образовательный деятель Украины первой половины XVII ст. В 1627 г. избран Киево-Печерским архимандритом, а 1632 митрополитом киевским и галицким. Он добился у польского короля признания легального положения на Украине православной церкви наряду с униатской, а также передачи ему униатами ряда монастырей и церквей.

Он развил идею верховенства власти православной церкви, но одновременно писал о идеального властителя. Смысл царской упади П. Могила видел в общем хорошие подданных, а для достижения этого он рекомендовал царю советоваться по делам с духовными и мудрыми светскими советниками. Петр Могила также искал возможности объединения украинских церквей и сотрудничества христиан Европы, так в какой-то степени является предшественником движения за европейское сообщество.

Стефан Яворский (1658-1722) был украинским и российским церковным деятелем - митрополитом Муромским и Рязанским, местоблюстителем патриаршего престола, возглавлял Священный Синод. Учился и преподавал в Киево-Могилянской академии. Известен как автор труда "Камень веры" (1715) и многочисленных проповедей. Властные отношения в российском обществе С. Яворский представлял в виде пирамиды, на
вершине которой стоял император, ниже находились князья и бояре, находившиеся на государственной службе, за ними располагались высшие офицеры армии и флота, ниже - купечество, духовные чины и в самом низу - простой народ. Сначала он придерживался распространенной в Украине мысли о том, что государство и церковь являются равноправными. Он доказывал, что "цари больше господствуют над телом, чем над душами людскими. А духовная власть больше заботится душами, чем телами ". Феофан Прокопович (1681 - 1736) есть автором ряда политико-теоретических трактатов, частности "Правда воли монаршей", "Слово о власти и чести царской" (1718), "Духовное регламент "(1720). весомым его вкладом в развитие политической мысли является разработка концепции государства просвещенного абсолютизма.

В своих политических взглядах Ф. Прокопович исходил из того, что существуют три основных формы государственного правления: демократия, аристократия и монархия. Лучшей из них монархия. Всякая власть от Бога, и надо ей подчиняться, христианский закон бунтовать запрещает. Таким образом власти монарха приобретает абсолютистского характера.

В поддержку Петра было направлено и решение Ф. Прокоповичем проблемы соотношение государства и церкви. Он обосновывал идею подчинения церкви государству, выступал против высокомерия и автономии власти церкви над государством. Идеалом Ф. Прокоповича была сильная русская держава, во главе которой стоял самодержец - просвещенный монарх, "философ на троне ", который заботится об интересах народа.