Политическая мысль Киевской Руси

Политическая мысль Киевской Руси - примерПолитические идеи и теории, которые создавались выдающимися политическими деятелями, мыслителями Украина, тесно связаны с ее историей, отражают политические процессы и их тенденции. Появление собственности, деление общества на классы, борьба за землю и само существование с аланами, гуннами, готами, печенегами, половцами, обусловили возникновение в IX в. Большой феодального государства восточных славян с центром в Киеве - Киевской Руси. Периодизация развития политической мысли России совпадает с этапами в становлении и развития российской государственности. Поскольку Украина очень долго входила в состав России, то и развитие украинской политической мысли тесно связан с политической мыслью России.

Так, огромное значение для укрепления феодального строя, усиления древнерусской государства и княжеской власти имело принятие в 988 г. христианства. Оно пришло на смену идеологическим формам первобытного общественного порядка, выражая потребность общества в новом типе идеологии и мировоззрения. Христианство привлекло древнерусское государство к политическому и культурной жизни европейских народов, способствовало развитию письменности и просвещения. Вместе с христианским учением в Древнюю Русь стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политическим соображениям были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти.

Основными общественно-политическими идеями в Киевской Руси были:
1. взгляды на происхождение государства и княжеской власти
2. правовое регулирование общественных отношений
3. отношения между церковью и государством
4. проблемы единства и суверенности политической власти
5. объединение удельных княжеств вокруг великого князя киевского,
6. самостоятельности и независимости Руси.

К памятникам древнерусской литературы в которых отражена актуальная для того времени политическая проблематика, относятся: "Слово о законе и благодати" Иллариона (1049 г.); "Повесть временных лет" (1113 г.), "Русская Правда" (XI в.) "Поучение" своим детям Владимира Мономаха (1125 г.), "Слово о полку Игореве" (XII в.). "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, приближенного к князя Ярослава Мудрого человеком, пресвитером княжеской церкви в Берестове, которого в 1051 г. избран первым Киевским митрополитом русского происхождения. "Слово" написано и произнесено им по случаю окончания строительства собора св. Софии в Киеве.

Исходной проблемой "Слова" является вопрос о соотношении закона и истины (Благодати). Под законом автор понимал Ветхий Завет, а под истиной - Новый. Вопрос богоизбранности народов. По Ветхим Заветом таким народом есть только иудеи, оставшись в рамках закона теряют свою богоизбранность. Тезис о равенстве христианских народов независимо от времени принятия ими веры служит Илариону для доказательства равенства Руси с Византией. Иларион выражает свои симпатии к монархии как формы государственного правления. "Повесть временных лет" Автор - монах Киево-Печерской лавры Нестор, первая редакция 1113 Одним из важнейших вопросов в "Повести ..." проблема равенства Киевской Руси с европейскими государствами. Особое внимание уделяется обоснованию законности и необходимости княжеской власти, является исключительной, что ставит княжеский род в привилегированное положение относительно основной массы населения и санкционирует передачу власти только внутри княжеского рода. Автор представляет схему коллективного владения Русью княжеским родом Рюриковичей. Единство русских земель рассматривается прежде всего как духовная, которую обеспечивает христианская церковь.

Политическая единство проявляется в единстве Киевской Руси как общей собственности князей-братьев, которые должны слушаться советов киевского князя как старшего среди равных. "Русская правда". Это первый писаный славянском языке кодекс законов авторства Ярослава Мудрого (1019 - 1054). "Правда Ярослава", "Правда Ярославичей" (1073 - 1076) широкая редакция "Русской правды" (начало XII в.). Законы Ярослава высоко ценили человеческую жизнь, честь, осуждали воров и убийц. Главными целями общежития провозглашались личная безопасность и неотъемлемость собственности. По насильственные действия определяли особую плату в казну - штраф, можно было откупиться деньгами.

Смертной казни не было. Пристально защищалась собственность; при определенных условиях даже оправдывалось убийство вора. "Русская правда" регулировала также имущественные отношения между людьми, отношения между родителями и детьми. Введенные им законы долгое время регулировали общественные отношения Киевской Руси и, как считается, в чем-то были гуманными, чем современное законодательство. "Поучение" (ок. 1117) Владимира Мономаха (1053-1125) - великого князя киевского, которому удалось на короткое время собрать земли Руси под единым началом перед ее окончательным распадом на отдельные княжества. Оно написано в форме завещания – обращение Владимира Мономаха своим сыновьям. В автобиографической части подается идеализированная картина государственной деятельности и идеальный образ князя - правителя, который должен руководствоваться христианскими заповедями, моральными нормами и принципами.

Кроме моральных установок, "Поучение" содержит практические указания по руководству государством, управления подданными, правил поведения с ними в некоторых типичных ситуациях, в частности во время войны. Мономах обращает особое внимание на соблюдение закона и принципов справедливости и милосердия. При этом князь не только сам должен быть справедливым и милостивым, но и требовать этого от подчиненных.

"Слово о полку Игореве" (1187). Рассказывая о походе новгород-северского князя Игоря 1185 в половецкую степь и его военное поражение, автор в поэтической форме пытается сформулировать ряд обобщающих выводов. Главную причину бедственного положения Руси он усматривает в междоусобной борьбе русских князей. Он говорит, что главная вина Игоря и причина его поражения в том, что тот пошел на половцев "себе славы искать", а не защищать интересы всего государства. То же делают и другие князья, заботясь только о своих уделы, а не о государстве в целом. Для князя недостаточно быть ловким военачальником, нужно еще уметь увидеть общегосударственный интерес и подчинить ему личный. Основные идеи мыслителей Киевской Руси.

Среди идей следует назвать прежде универсализм во взгляде на историю человеческого общества, что нашло проявление: в идее "богоданости" княжеской власти, осмысливается как объединяющее начало государства; в стремлении включить идеологию княжества в единую историю земли русской, отдается приоритет не однодержавности, а братству, сотрудничеству между князьями; в представлении о русичей как представителей единой общности славян, включение славян к общей истории христианского мира, которая отождествляется с историей человечества.

Долгое время господствовала идея договорной основы возникновения государства (речь здесь шла между славянским населением и пришли князем. Отсюда выводилось право княжеского рода на наследственность владения землей). В системе исторически политических взглядов место принадлежит идеи причинности исторических событий.