Политические теории 19 в.

Политические теории XIX в. - примерВ 19 в. Англия - родина европейского либерализма - дала миру многих достойных его представителей : Иеремия Бентам (1748-1832) - один из выдающихся теоретиков морали и права, представитель утилитаризма (лат. utilitas - польза, выгода). Утилитаризм - это теория, которая признает полезность поступка полным критерием его нравственности. На взгляд Бентама человек в своих поступках руководствуется принципами пользы и личной выгоды. Свободная реализация личных интересов - это высшее благо и задача деятельности государства.; Дж. С Милл (1806-1873) - яркий представитель классического либерализма и др.

Во Франции антифеодальную идеологию французской буржуазии выражало много политических мыслителей; выдающиеся из них - Б. Констан (1767-1830), которого считают духовником либерализма на европейском континенте, и Алексис Токвиль (1805-1859) - выдающийся теоретик демократии и, одновременно, последовательный либерал. Он создал совершенно иную либеральную политическую теорию. Ее главным ссылкой является то, что демократические идеи неуклонно пробивают себе дорогу в многих странах. Но демократии присущи два нежелательных последствия: демократия не дает народу самого искусного правительства и демократия - это политическая тирания большинства. А.Токвиль определил также два основных преимущества демократии: демократия способствует благосостояния наибольшего числа граждан; демократия обеспечивает политические свободы и широкую участие масс в политической жизни.

Германия представлена многими мыслителями, которые разрабатывали проблемы либерализма. Крупнейшие из них - Иммануил Кант (1724-1804) и Георг Фридрих Гегель (1770-1831). Кант заложил основы современной концепции правового государства. Государство, по Канту – это объединение множества людей, которые подлежат правовым законам. Государство действует тремя способами: издает законы, осуществляет исполнительную и распределительную деятельность; производит юрисдикционные акты.

Отсюда возникает функциональное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В теории Канта делается попытка сочетания либеральной, радикально-демократической и авторитарной линии развития политической мысли. Кант проводит четкое разграничение деспотических и республиканских форм правления.

Деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия и демократия, поскольку в обоих случаях субъекты власти одновременно создает законы и сам их исполняет. Республиканским правки может быть конституционная монархия, если в ней исполнительная власть отделена от законодательной.

Кант считал, что менять государственный строй можно только путем конституционных реформ. Гегель один из первых разработал и разграничил категории «гражданское общество» и «Правовое государство», создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал как базу общественного. Гражданское общество по мнению Гегеля - это определенная совокупность формально равных индивидов, частнособственнические интересы которых тесно переплетены между собой.

Гражданское общество сферой социально-экономической деятельности. Государство - сфера политической деятельности. Гражданское общество представляет свои интересы и принимает участие в делах государства через законодательные органы. Особое место в развитии учений о политике и политические системы занимает марксизм.

Его основоположниками К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) написаны многотомные труды по перестройке общества. Основными идеями марксизма в сфере политологии являются: политика, политические отношения; государство; экономически господствующий класс господствует и политически, и идеологически; политические взгляды людей, анализ обществе классов, социальных слоев и групп, в альтернативном (коммунистическом) обществе на место государства придет коммунистическое самоуправления народа. Государство порождается не свободной волей людей, а является закономерным результатом разделения труда и связанного с ним образования социальных классов. Главным в марксистском анализе политики как общественного явления выступает положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти.