Политические идеи Нового времени

Политические идеи Нового времени - примерОдним из первых теоретиков политики раннего Нового времени по праву считают французского мыслителя и правоведа Жана Бодена (1530-1596). В своей работе «Шесть книг о республике »он первым дал определение суверенитета как важнейшей признаки государства: суверенитет государственной власти означает высшую, неограниченную, безраздельную власть, независимую ни от Папы, ни от империи, ни от внутришньокласовои борьбы. Боден так же, как и Макиавелли, четко отделил политику от религии и морали. Как идеолог французского абсолютизма, главными чертами абсолютной власти считал ее неограниченность и неделимость. Задолго до Монтескье Боден обратил внимание на влияние окружающей среды на быт, темперамент, психологические особенности людей и формы их сосуществования, изложив собственную геополитическую теорию в книге «Метод легкого изучения истории».

Боден отмечал, что для жителей юга характерна привычка к созерцанию, что дала им возможность открыть тайны природы, установить принципы математики, понять сущность религии и небесных тел. От жителей средней полосы происходят законы, обычаи, административное право, торговля, красноречие и политика. У северян зародились механика, пушки, плавка металлов, книгопечатание. Южане скаредным, чаще прибегают к страху Божию, жители севера ценят физическую силу, склонны к вымогательству, а люди средней полосы руководствуются законами и справедливостью.

Томас Гоббс (1588 - 1679рр.), Которого считают отцом современной политологии. Свое политическое учение он изложил в философской работе «О гражданине» и трактате «Левиафан». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное оборудования. По его мнению она возникла в принципе общественного договора с существенного догосударственного состояния. В своей работе «Левиафан» Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором была война всех против всех. Люди искали мира и нашли его путем общественного договора. Первым общественным договором, по мнению Гоббса, был завет (союз) между Богом и патриархом Авраамом, согласно которым Бог обещал Аврааму свою защиту, а Авраам обязывает себя и свое потомство подчиниться велению, уставам и законам Бога. По мнению Гоббса, абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов, среди которых особо выделял требование равенства всех перед законом и защита частной собственности.

Джон Локк (1632-1704) - английский мыслитель, изложил свои политические взгляды в труде «Два трактата о государственном управлении». Локка считают основателем либерализма, он первым четко разделил понятия «личность - общество - государство» и поставил личность превыше всего. Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, которое включает в себя учреждение на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. Согласно идеям Локка, человек от рождения имеет существенные неотъемлемые права (жизнь, свобода, собственность).

Кроме того, Локк считал, что государство и общество - не одно и тоже, и падение государства не означает конца общества. Заслугой Локка также выдвижение концепции разделения государственной власти на законодательную, исполнительную (которая выполняет и судебные функции) и федеративное, ведающий межгосударственными отношениями. Это, по его мнению, должно предотвратить деспотическом использованию власти.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - выдающийся французский мыслитель, один из основоположников буржуазного либерализма. Заслугой Монтескье является всесторонняя разработка теории разделения властей, а также разработка проблемы факторов, определяющих «образ правления».

Монтескье выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, разделение власти предполагает предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы ограничивать и сдерживать друг друга, когда «одна власть останавливает другую". Государство, по мнению Монтескье, появляется тогда, когда состояние войны возникает в обществе, не может быть прекращено без насилия.

Общественный договор, по концепции Монтескье, является не соглашению, а только передачей народом власти правителям; при этом народ только делегирует свою власть. Он может без согласия правителей изменить форму правления, если правители злоупотребляют полученной властью и правят тиранически. Еще одно достижение Монтескье - теория социального и исторического детерминизма.

Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа законов (отсюда - название его главного труда «О духе законов»). Проблемы формы правления решаются в тесной связи с теорией факторов общественного развития. Моральные и физические факторы в их совокупности непосредственно влияют на природу и принципы различных форм правления. Особое значение Монтескье придавал географическому факторам. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - выдающийся французский просветитель, представитель политической мысли XVIII в. Руссо был представителем интересов не только «третьего сословия», куда входили финансисты и купцы, но и интересов задавленных нуждой и угнетением представителей «четвертой слои» - беднейших крестьян, ремесленников, рабочих. Ядром его политической программы является идея народного суверенитета как основной принцип республиканского строя. Главное в концепции Руссо - эгалитаризм, идея имущественного, социального и политического равенства.

По его мнению - лучший государственный строй - республика, в которой верховный властитель - народ, участие в управлении - гражданский долг каждого, общая воля выражается решением большинства граждан, верховная власть - неделима. Триаду в либеральной схеме «личность - общество - государство» Руссо выставляет в другой последовательности: «общество - государство - личность», отрицая самостоятельную роль личности и подчиняя ее интересам общества. Руссо провозглашал идеи равенства людей и культа природы и чувств.

Победа буржуазных революций в Европе и Северной Америке вызвала ответную реакцию со стороны феодально-аристократических слоев и их идеологов. Их политические концепции представляли собой принципиально иную течение политической мысли XVIII - XIX в. - Консерватизм.