Политическая мысль периода Средневековья и Возрождения

Политическая мысль периода Средневековья и Возрождения - примерВ эпоху Средневековья, то есть в V-XVI вв., Философско-этические концепции политики в Западной Европе вытесняются религиозной (христианской) концепцией. Центральной проблемой политических учений этого периода вопрос: какая власть должна иметь приоритеты - духовная (церковь) или светская (государство)? Идеологи церкви доказывали, что могущество правителей происходит от церкви, а церковь получила свою власть непосредственно от Христа, отсюда - христианские государи обязаны подчиняться главе христианской церкви.

Аврелий Августин (354 - 430 гг) и Фома Аквинский (1226 - 1274 гг) - основные создатели христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связана с царством дьявола, но в то же время обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели. Фома Аквинский пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Она не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли во имя людей.

Политика на его мнение означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, позитивное право.

Вечное право - мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право - заповеди, которые всем известны, естественное право - принадлежит людям как сознательным нравственным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественен и все его знают. Позитивное право (то, что существует в действительности) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если позитивное право, которое ввел суверен противоречий естественном – оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мнению Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государство. Благодаря христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога данный индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность.

Наряду с этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как бремя ответственности. В области политики главное открытие Возрождения: человек, а не Бог - центр Вселенной - выразил Никколо Макиавелли (1469 - 1527рр.).

Он является автором нового научного метода «доктрины морального целесообразности», теории политического республиканизма, которые оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль ХV и XVIII вв. В политических трактатах «Володар», «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» он сформулировал основные положения своей политической концепции:

1. политика должна рассматриваться как самостоятельное явление, не зависящее от морали и религии;
2. государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - содержанием, целью и счастьем человеческой жизни;
3. лучшая форма правления - республика, демократия, которая обеспечивает свободу человека и его ответственность за свои действия;
4. у граждан должны быть развиты гражданские добродетели, а если их нет, то создать сильное государство может с помощью идеального монарха, причем для достижения политической цели он может использовать все средства, не считаясь с требованиями морали.

Мыслитель выделял три формы государства: единовластие, правление немногих, правление всего народа и констатировал виды власти - монархию, аристократию и демократию. Лучшей считал «смешанную власть», которая воплотила бы в себе лучшие черты каждого вида власти.

С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное от религии. Однако он вошел в историю как основатель маккиавелизму - политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.