Содержание и классификация религиозных верований

Религия и властьРелигия - сфера наиболее чужая применению каких-либо объективных эмпирических критериев. Ее внутренняя перспектива уходят далеко в ту глубину таинственного явления человеческой реальности, где поиске взору открывается сакральное, то, что вызывает к себе у исследователей совсем неоднозначное отношение. Субъективность явления религии как предмета исследования определяет специфику таких областях знаний, как философия религии и теология. Каждая религия есть отдельная система или совокупность систем, в которой доктрины, мифы, ритуалы, чувства, институты и другие элементы взаимосвязаны. 

В античном мире и в средние века возникали различные подходы к явления религии, что вырастали из попыток критики или апологии тех или иных конкретных систем и по необходимости интерпретировать религию в соответствии с развитием знаний о мире. Одной из найранніших попыток систематизации внешне противоречащих друг другу греческих мифов и наведения порядка в довольно хаотичное греческой традиции стала поэма Гесиода "Теогония", где скрупулезно сводились воедино генеалогии богов. Позже Фалес и Гераклит считали соответственно воду и огонь перво-субстанциями, хотя Аристотель приписывает Фалесу высказывания о том, что "все полно богов". Критика мифологии продолжена и развита Платоном. Греческие теории, касающиеся религии, влияли на римскую культуру, разнообразные теории и доктрины о происхождении богов, о разнообразные верования. Широкого размаха приобретало христианство, которое шло на смену язычеству, возникали различные религиозные направления (ислам, католицизм, православие и т.д.). Религия существует в жизни человечества с самого отдаленного - уходит в глубь веков, седой древности. В этических обществах, где образ жизни подобный образа жизни первобытного человека, архаичные религиозные представления связаны с ощущением, что весь окружающий мир проникающую-тый силами, неподвластными человеку, причем на эти силы можно влиять с помощью особых ритуалов. Религии древних народов (этнические греки, индусы и др.) строятся на представлениях о более-природные силы, богов. Начиная примерно с VI в. до н. есть. начали формироваться, принимая неповторимые очертания главные исторические религии. В Китае учение Конфуция и Лао-цзы стали отражением новых этических и мистических идей. В Древнем Израиле Моисей и другие пророки были оглашены эру точного и радикального монотеизма. В Индии Упанишады и Будда воплощали в новых формах глубокий мистический поиск

Позже от иудаизма отделилось учение Иисуса, основателя христианства. Впоследствии древнейшие традиции имели влияние на Мухаммада, величайшего пророка ислама. Некоторые значимые религии, особенно зороастризм, постепенно теряли прежние масштабы и широте распространения, хотя элементы более древних религий, конечно, просочувались в более поздние верования. С XVI в. начинается период интенсивного возникновения и развития новых систем верований. В конце XX в. многие люди открыли для себя сферу религии, привлекательную и таинственную сферу духовной жизни. Религия - особая сфера жизни человеческого духа, его взаимодействия с реальностью. Только реальность религии - другая, не та, с которой сталкиваемся в повседневной действительности. Самым интенсивным и неповторимо-индивидуальным стал опыт великих основателей религий. Различия между религиями обусловлены различиями, которые лежат в основе религиозного опыта.

Христианство. Структура раннего христианства отличается в греческом и еврейском вариантах. Восточное христианство, которое унаследовало еврейские христианские формы, существует в Коптском, Армянской и других восточных церквях. Однако самым расхождением в пределах христианства стало то, что случилось в Средневековье: разделение на православную (восточную) и римско-католическую церковь. В период Реформации возникает протестантизм. Характерный для протестантизма акцент на значимости внутренней веры - в отличие от католической концепции добрых поступков. Возникают государственные церкви - лютеранская, кальвинистской, англиканская и радикальные религиозные группы: баптисты, конгрегаціоналісти и меннеліти. В XIX и XX стст. возникли новые протестантские группы: африканские церкви.

Иудаизм сохранял относительную гомогенность значительно дольше, чем христианство. Средневековые каббалистические учение и восточноевропейский хасидизм XVIII - XIX стст. дали новые мистические традиции интерпретации, но вышли за ее пределы. Однако возникла проблема адаптации евреев в европейской и американской культуры. В іудаїзме выделяются направления: ортодоксальный или традиционный, что реформувався, консервативный, реконструкціоністський. Ортодоксальная течение в іудаїзме сложилась в раввінсько-талмудич-ный период эволюции иудаизма (II ст. - начало XIX вв.). В талмуде (III - V стст. н. есть.) нашли отражение новые религиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное воздаяния и воспроизведения мертвых, система, что кодифікувала многочисленные предписания. В начале XIX в. возникает реформированный иудаизм, связанный с приспособлением евреев к новым условиям жизни с их буржуазно-правовой эмансипацией, разрушением уклада средневековых гетто в странах Западной Европы и потребностью интегрироваться в капиталистическую систему хозяйства. Позже сложились консервативное и рекон-струкціоністське.
Ислам. В ислам основное разногласие возникла в связи с преемственностью власти (халифата), то есть политического и религиозного управления общиной. Ортодоксальная большинство - сунниты - признали правления династии Омейядов. Но меньшинство - шииты -поддержали приемного сына Мухаммада - Али и его сына Хусейна.
Буддизм. Буддизм делится на ряд сект: Малую колесницу (Южная и Юго-Восточная Азия) и Большую колесницу или буддизм, махаяну (Дальний Восток) и Алмазную колесницу или мантра-яну. Это сочетание разнообразных ритуалов и традиций Тибета и Монголии.
Существуют еще религии: индуизм, даосизм, сикхизм, секуляризм и др.
Сфера религии привлекательное и таинственное духовную жизнь. Возникают вопросы. Как же
религиозного опыта случилось, что древние евреи с их примитивным бытом создали Библию, а пророк Мухаммад создал Коран? И действительно ли монах Сергей слышал голос святых ангелов? И если Бог един, то почему религий так много? Ответ один: религия - особая сфера жизни человеческого духа, его взаимодействия с реальностью. Только реальность религии другая, не та, с которой сталкиваемся в повседневной действительности. Всякая встреча чувств и сознания человека нечто, что находится за их пределами - это опыт личности. Встреча с реальностью религии религиозный опыт. Если бы не существовало религиозного опыта, не могла бы возникнуть ни одна религия, как не было бы ни одной из естественных наук, если бы человеку не была бы доступна сфера природы. Много людей в течение веков подвергались воздействию той реальности, о которой говорят религии. их религиозный опыт - разрозненный, но имеет и общие понятия, содержание.
Самым интенсивным и неповторимым индивидуальным становится опыт великих основателей религий - Будды. Моисея, Мухаммада, Иисуса Христа и его апостолов. Когда опыт основоположников стал достоянием больших масс людей, возникли стабильные формы и методы, способы поклонения Богам. Сложились системы культов. Возникла теология - наука о Боге и его характерные черты (атрибуты), стала своеобразной надстройкой над религиозной реальностью. Религиозные традиции есть не что иное, как особая социальная структура, воспроизводимая, что сохраняет и транслирует содержание полученных из опыта представлений о святости. Понятие религиозного опыта охватывает удивление перед бесконечностью космоса, дрожь и ощущение таинственности священного, чувство зависимости от божественной силы или невидимого порядке вещей, чувство вины и беспокойства, что сопровождает веру в божественное правосудие, и ощущение мира и покоя в надежде на божественное прощение. Смысл жизни и индивидуальная судьба имеют религиозный аспект. Религиозный опыт допускает контакт с божеством, аналогичный контакт с другими людьми и вещами в мире. Но религиозный опыт не допускает контакт с божеством, а скорее восприятия священного или праведного как реальности или то, что всякий опыт рассматривается в связи с тем, что основой, на которой формируется конечно же религиозный опыт специфическое восприятие божественного как предельного и применяется к любой формы опыта, свидетельства божественного и предельная реальность.
Структура религии: доктрины, мифы, этнические структура ценности религии, ритуалы и другие формы культурной практики, а также различные формы распространения религии.


Доктрина и миф. Доктрина - в отношении абстрактная система, результат рефлексивной деятельности и возникновения потребности. Доктрина играет особенно важную роль в религиях, что является письменным традиции и принадлежат великим цивилизациям, но имплицитно содержится и в религиях сравнительно небольших обществ. Религия является сфера чувств, что часто находит отражение в символических формах - в мифах и легендах. Религия допускает и веру в духовные сущности, которые не обладают божественной природой.
Религиозные верования - представления, идеи, концепции, учения ядром которых выступает вера в сверхъестественное. Это специфическая система верований, где объясняется природа, человеческая натура, общественные явления. Так, буддисты верят, что души людей переселяются, что с помощью "колеса перерождения" (сансары) души достигают совершенства (нирваны). Отсюда, в системе мироздания все имеет ценность: от простой насекомые к монарху, диктатора, президента и др.


Религиозные настроения - чувство, эмоциональное состояние, вызванные верой в сверхъестественное. Это могут быть разнообразные чувства: радость, ужас, сумм, экстаз, гордость и др. Так, чувство почтительности испытывает индус перед взглядом бычка Нанди, который выступает воплощением мужского начала, жизненной силы; или испытывает чувство благодарности, верит в чудо - исцеление с помощью молитв человека, которая находится в коматозном состоянии.


Религиозные действия - обряды, ритуалы, направленные на удовлетворение религиозных потребностей. Так, ритуал - это социальный механизм підтримания власти священного в обществе: крещение, конформация, брак, похороны. Это образцы поведения, отношение к священным и понадпрпродних сил. Это ценности, которые предлагаются, как следует себя вести в присутствии священных предметов. Социологическое значение ритуала в том, что ритуал объединяет людей, привлекает их к божественной истории.
Религиозные отношения -