Функции государства в рыночной системе

Рыночная системаРыночная экономика обладает рядом достояний и преимуществ по сравнению с другими экономическими системами, что дает возможность считать ее самой эффективной формой координации хозяйственной деятельности людей. Синоним рынка - конкуренция. Именно конкуренция выражает глубочайшую суть рыночного хозяйства, выступает главным регулирующим механизмом  системы, что испытывает постоянное отклонения и колебания. Конкуренция с внедренными в нее блоками -спрос, предложение, цена и та сила, которая приводит в движение маховик рыночной экономики, обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов, их использования с максимальным результатом. Рынок -открытая система, где много миллионов субъектов осуществляют суверенное право выбора экономических решений.


Что же дает возможность предугадать результат и принять правильное решение? Предугадать результат и принять правильное решение может рыночная информация, и только. Закодированная в ценах, распространяясь подобно радиоволнам от потребителя - покупателя к производителя -продавца и наоборот, рыночная информация создает круговое причинная связь, которая не имеет ни начала, ни конца. Если информация искажается (допустим, под влиянием нерыночных сил или государства - монополии меняется уровень цен ), то рыночные субъекты не могут применять оптимальных решений, что ведет к ошибкам в выборе способов оптимального использования ограниченных ресурсов. А это неизбежно приведет к разбалансированности рынка. Еще одно достоинство рыночной системы - направленность на удовлетворение потребностей населения. Рынок и дефицит - понятие взаємовиняткові. Производители гибко реагируют на вновь и вновь возникающие потребности, оперативно меняют структуру предложения товаров и услуг, стремясь наиболее полно удовлетворить платежеспособный спрос населения. Рынок - стимулирующая система. Экономическая награда в виде прибыли ждет тех товаропроизводителей, которые производят товары высокого качества и с наименьшими затратами. А это возможно только при использовании новейших достижений науки, техники, технологии.


Понятно, достоинство рыночной системы - гибкость и адапти-4 к изменяющимся условиям. Но гибкость и адаптивность не безграничны и периодически дают сбой. Выступая достоинством, на определенном этапе развития системы такие качества перерастают в ее недостатки. И здесь обнаруживается несостоятельность рынка. Недостатки рынка сводятся к тому, что, во-первых, рыночная конкуренция порождает свою противоположность - монополию, а с ней и возможность навязывать свою волю потребителю; во-вторых, неспособность рынка поддерживать постоянную экономическую равновесие, обеспечивать рост производства. Рынок безразличен к производству общественных благ. Рынок не в состоянии регулирование внешних эффектов (экологические проблемы); в-третьих, рынок способствует резкой дифференциации доходов и глубокому социальному расслоению населения.


Рынок навязывает людям все новые и новые потребности, что ведет к разбазариванию в использовании ограниченных и новых выпусков ресурсов. Недостатки рынка, его несостоятельность, называют фиаско рынка. Но если рыночная система не справляется с проблемами, что сама порождает, если экономический механизм системы дает периодические сбои, то необходимо внешнее воздействие, что исправляет дефекты системы. Такой внешний влияние на рыночную систему делает государство, ее экономическая политика. Президент США Авраам Линкольн подчеркивал: "Разумная цель государства заключается в том, чтобы делать для людей то, что им нужно, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом". Удовлетворение потребностей населения в необходимых товарах и услугах важная особенность рыночной системы. И государство должно заботиться о том, чтобы производители оперативно меняли структуру предложений товаров и услуг, полностью удовлетворяли потребности и платежеспособность населения.


Экономические функции государства в рыночном хозяйстве определяются неспособностью рынка в реализации суспільнозначимих проблем. Функции государства в регулировании рынка заключаются в поддержании конкурентной среды, обеспечение условий функционирования рыночного механизма; разработки и организации реализации соблюдения хозяйственного законодательства; в определении приоритетов макроэкономического развития экономической системы; в стабилизации экономики через фискальную и денежно-кредитную политику; в осуществлении протекционистских мер обеспечения стратегических прорывов и освоение новых направлений научно-технического прогресса.

Государство осуществляет финансирование общественных благ и услуг, тушения негативных внешних эффектов, реализацию социальных ценностей, регулирования внешнеэкономических отношений. Реализация функций регулирования экономики разнообразна. Это прямые, то есть административные и экономические (рыночные методы). Как правило административные методы ограничены, используются преимущественно в экстремальных обстоятельствах - в период войн, природных катаклизмов, эпидемий и др., реже - в условиях кризисного развития экономики. Административным методом распределяют дефицитные ресурсы (по отраслям и предприятиям), регулируют цены и заработную плату, осуществляют антимонопольное законодательство. В обычных условиях правительство осуществляет свои функции регулирования экономическими методами. Важнейшая функция государственного регулирования рыночной экономики -поддержка конкурентной среды, * обеспечение необходимых условий для функционирования рыночного механизма. Регулирование рыночных отношений способствует эффективности рыночного хозяйства.
История развития рыночного хозяйства показала, что свободная, современная конкуренция, когда ни один товаропроизводитель не имеет возможности влиять на рыночные цены, не воспроизводится автоматически. С ускорением технического прогресса рождается большое производство, а с ним и мощные предприятия - тресты, концерны, конгломераты, которые контролируются финансово-промышленными объединениями. Конкуренция становится экономически невыгодной, что ведет к колоссальных затрат.

Процесс слияний и поглощений одних фирм другими дает возможность избежать дорогостоящего соперничества на рынке, но приводит к образованию монополий. Так возникают новые рыночные модели несовершенной конкуренции - монополистическая, олигопо-лістична, чистая монополия. Рынок отрицает сам себя. Монополия, манипулируя ценой и объемом, устанавливает над рынком монопольную власть, что приводит к необратимым общественных затрат. И если монополистическая конкуренция практически не ведет к деформации рыночного механизма, то чистая монополия и олигополия без ограничительных мер государства существенно подрывает его. В таких условиях государство осуществляет политику ограничения монопольной власти, вплоть до расформирования монополии на отдельные самостоятельные предприятия.


Функция государства в разработке и организации осуществления и соблюдения хозяйственного законодательства важна для стран, осуществляет переход от командной экономики к рыночной. В центрально управляемой системе, что имела директивный характер, основные вопросы хозяйственного развития решались не на основе права, а в соответствии с решениями чиновников партийно-государственного аппарата. Царило телефонное право. Система распределения ресурсов осуществлялась на волевой основе. Командная экономика - дистрибутивная. Рынок - система договорная. Однако, даже в условиях заключения сделки, договорная система может затрагивать интересы третьих лиц. Условия заключения контрактов, права собственности, ответственности сторон и прочее -все строго регламентируется правовыми законами. Известный философ и экономист Карл Поппер писал "Общество, основанное на рыночных отношениях и предусматривает значительную свободу выбора, -немыслимо без правовой системы, без власти закона".


Создание рыночной среды в Украине, конкурентного климата требует разработки соответствующего законодательства. Необходимо признать, что основы такого законодательства уже созданы. Можно назвать ряд законов, регулирующих хозяйственную деятельность в Украине. Это законы о собственности, о предприятии, о хозяйственных обществах, о ценных бумагах и фондовой бирже. Динамично меняющиеся условия предпринимательства, совершенствуется структура собственности, возникают предприятия со смешанным капиталом, создаются свободные экономические зоны, разрабатывается и совершенствуется хозяйственное законодательство - процесс творческий и непрерывный.
Определение цели - начало государственной экономической политики, ее осуществление - ее продолжение. С этим связана функция - определение приоритетов макроэкономического развития. Правительство имеет в своем арсенале меры, способные сглаживать возникающие периодически циклические колебания экономической конъюнктуры, влиять на темпы развития экономики. Приоритетные меры, способствуют поддержанию макроеконо-экономической сбалансированности, установления стабильности развития различных отраслей экономики, равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Ведь суть экономической политики государства и заключается в том, чтобы постоянно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах, а это возможно при равновесии спроса и предложения.


В ситуации, когда государство выступает как рыночный субъект, она не имеет никаких преимуществ по сравнению с другими участниками рыночных отношений. В осуществлении макроэкономической политики ведущая роль государства. Здесь очень тонкая грань отделяет оптимальные решения от неадекватных. Американский экономист Джордж Стіглер, пишет, что степень несовершенства рынка в американской экономике, известная как фиаско рынка, куда меньше фиаско политики, к которому приводят просчеты в экономической политике.
Государство играет важную роль в стабилизации экономики через фискальную и денежно-кредитную политику.


Проведение фискальной политики включает налогообложения и государственные расходы, с помощью которых правительство влияет на уровень экономической активности, темпы роста выпуска продукции, повышение производительности труда, экономии сырья и трудовых ресурсов. Стабильный экономический рост обеспечивает и экономика способна осваивать новейшие достижения научно-технического прогресса. Командная система проиграла экономическое соревнование рыночной прежде всего потому, что оказалась невосприимчивой к инновациям. В определенной степени использовались в отраслях военно-промышленного комплекса, не выходя за его пределы. Прогрессирующее отставание в этой сфере от развитых стран Запада привело к деградации экономики, а затем и к краху экономики. Но и в рыночной экономике обеспечения стратегических прорывов и освоение новых проявлений научно-технического прогресса требует протекционистских мер со стороны правительства. Только государство может осуществить крупные инвестиционные проекты в отрасли с неясными перспективами спроса, стимулировать предприятия, способные осваивать инновации. Среди мер стимулирования инноваций на микро уровне - льготное налогообложение, введение таможенных и других льгот на оплату контрактов поставки импортного оборудования, предназначенного для развития новых направлений научно-технического прогресса, централизованное финансирование и бюджетное кредитование, политика ускоренной амортизации. Но особенно важна политика правительства в генерации новых знаний. А это требует интенсивного развития образования и науки. Образование рождает науку. Наука создает инновации. Инновации обеспечивают будущее. Мир без науки - это мир без будущего. Будущее обеспечивается прежде всего развитием фундаментальных знаний. Правительство субсидирует различные программы поддержки науки и образования за счет средств государственного и местного бюджетов. Важно направить средства на разработку тех научных проблем, которые дадут наибольшую выгоду.


когда речь идет о развитии образования, то предполагается политика правительства по стимулированию производства общественных благ. И функция -финансирование общественных благ и услуг, тушения негативных внешних эффектов - одна из важных. В отличие от частного блага, что исключительно и есть объект соперничества, общественное благо доступно всем без всякой платы. Использование общественных благ теоретически рассматривается как эффект безбилетника, когда человек придумывает^ пользу из пользования благом, что получает его бесплатно. Йрго нельзя ограничить или исключить из числа людей, которые пользуются общественными благами. Национальная оборона, определенный стандарт бесплатного образования и здравоохранения, свет маяка и праздничный фейерверк - это только отдельные примеры общественного блага. А предоставляя их бесплатно государство несет немалые расходы. Поэтому определяя те или иные виды общественного блага, их объем, правительственные структуры анализируют с точки зрения затраты - выгоды. Такой анализ менее точный, чем при производстве частного блага, поэтому он затрагивает интересы огромного числа людей. Так, строительство скоростной железной дороги - Харьков - Киев желаемое для одних людей, наносит ущерб интересам других. Проект создает угрозу окружающей среде, выведет из сельскохозяйственной севооборота плодородные земли и др. Общественные издержки производства товаров - альтернативная стоимость ресурсов, затраченных на реализацию такого проекта. Если выход (В) больше расходов (U), то отношение B/U будет больше единицы. Следовательно, любой проект, в котором отношение BAJ >1 будет приемлемым. Наращивать производство общественных товаров в рамках проекта будет выгодно, пока отношение B/U < 1 не достигнет единицы, потому что B/U < 1, делает проект невыгодным.


Пример строительства скоростной железной дороги выводит на проблему, что выступает объектом экономической политики - проблему внешних эффектов(экстерналий. Экстерналии занимают интересы третьих лиц (покупателей и продавцов). Они могут быть выгодны третьим лицам и такие экстерналии называют положительными, а могут причинять им вред. Это негативные экстерналии. Общее среднее или высшее образование кроме увеличения стоимости человеческого капитала,
повышает общий культурный уровень населения, способствует уменьшению преступности в стране. Это пример положительных экстерналий. Иллюстрацией негативных внешних эффектов может стать загрязнения окружающей среды. Тепловая электростанция к тому же работает на низкосортном угле, интенсивно загрязняет окружающую территорию. В цене ее кв/часа внешние расходы не отражены, потому, что негативный побочный эффект - оскудение природы, болезни людей, экономисты электростанции не учитывают. Следовательно, цена электроэнергии для общества несет искаженную информацию и без взвешенной экономической политики правительства здесь не обойтись. Какими могут быть меры, предотвращающие экономическим убыткам? Административные - вплоть до закрытия предприятия и косвенные - формирование рынка прав на сброс отходов, уплата налогов, что компенсируют вред, нанесенный грязным производством и др.


Ощутимая несовершенство рынка оказывается в социальной сфере. Реализация социальных ценностей - важнейшая экономическая функция государства, которая связана с функцией финансирования общественных благ и услуг, тушения негативных внешних факторов, но имеет и самостоятельное значение. Рынок - самый совершенный механизм формирования доходов в том числе и заработной платы, что составляет в развитых странах три четверти и более совокупных доходов. Но поскольку качество труда разная (стоимость человеческого капитала - уровень образования, профессиональная подготовка - не одинаковые), зарплата кого делает состоятельным, кого обеспеченным, кого бедным, а других отвергает за черту бедности, приречуючи людей на лишения и півголодне существования. Такая суровая реальность рынка. Неравенство доходов в теории описана кривой Лоренца.


Идеальное распределение представлено биссектрисой, движение по которой показывает абсолютное равенство в распределении доходов: 20 % семей получает 20% дохода, 40% - 40%, 100% -100%. Степень отклонения кривой Лоренца от биссектриса показывает не неравномерность распределения дохода 20% семей получает 2,0% прибыли, 40% семей - 5% прибыли, 60% семей - 20% прибыли. Необходимость корректировки механизма распределения очевидна. Но участие государства в процессе распределения прибыли порождает противоречия. С одной стороны, реализация главного принципа современной рыночной экономики - свободы выбора, обусловливает значительную дифференциацию доходов, с другой стороны - вмешательство государства в постоянный процесс распределения прибылей деформирует глубочайшую суть современного рыночного механизма, поведения рыночных субъектов, снижает эффективность использования рыночных ресурсов. Это противоречие преодолевается в зависимости от экономических возможностей страны. В середине 90-х годов XX ст. США при среднем прибыли на душу населения в 10 тысяч долларов, край бедности проходил для одного человека на уровне 7700 долларов на семью из четырех человек - 15350 долларов. Производство внутреннего национального продукта на душу населения в США составляет 29 тысяч долларов. В Украине такой показатель в 40-50 раз ниже, а уровень малообеспеченности в зависимости от валютного курса -200-240 долларов в год на душу. Несравненные возможности, несравнимые величины и формы государственной помощи (льготы, субсидии, трансферты в натуральной форме).


Государство осуществляет динамичную политику регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта политика включает широкий спектр мероприятий, направленных на активное участие национального капитала в международном разделении труда, формировании и расширении внешнеэкономических связей, которые укрепляют внешнеэкономический потенциал страны. Составляющими внешнеэкономической политики выступают: во-первых, торговая политика, включающая экспортную и импортную политику; во-вторых, валютная политика; в-третьих, инвестиционная политика, отражающая движение капитала; в-четвертых, таможенная политика - протекционизм и фритредерство (свободная торговля). Показателями включенности страны в систему мировых хозяйственных связей служит экспортный потенциал, отражающий отношение экспорта к объему внутреннего валового продукта, а также внешнеторговый оборот, экспорт на душу населения. Мерами государственной политики регулируется внешнеторговый и платежный баланс.


Теоретически свободная торговля (фритредерство) выгодна всем, но практически не всегда так. С незапамятных времен государство осуществляло протекционистские меры по поводу национального капитала, используя таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Внешняя торговля бесспорно способствует экономическому прогрессу страны, но приоритетным должно быть развитие внутреннего рынка и потребления за счет расширения внутреннего производства. Исключительно важный объект государственной политики - валютное регулирование. Валютное регулирование включает установление валютного курса (денежная стоимость национальной валюты в валюте другой страны), условия обращения национальной валюты в своей стране, систему международных валютных расчетов и платежей.


На разных этапах развития мировой цивилизации менялись представления о сути цели и задач экономической политики, потому что менялась сама экономика, а с ней и государство. Уже учения мыслителей Древнего Востока - Конфуция, Сюнь Цзы, в индийских "Законах Ману" высказывались идеи о методах управления хозяйством и роли имперской власти в поддержании стабильности в государстве, регулировании хозяйственной жизни. Нередко правители следовали советам древних мыслителей. Так, в Древней Греции и Древнем Риме, где Ксенофонт, Платон, Аристотель, Варрон, Лукреций, Сенека высказывали оригинальные мысли по поводу роли государства в экономике. Средневековая Европа уже рождает зрелые формы экономической политики. Теория меркантилизма впервые формулирует значение государственной политики для защиты интересов национального купеческого капитала, ее роль в осуществлении политики протекционизма во внешнеэкономической деятельности.


Представление об экономике имели объективную основу, хотя Адам Смит называл меркантилизм суеверием Средневековья. Предшественники классической школы - физиократы устами Франсуа Кене провозглашали принцип свободной экономики, ограниченной роли правительства в хозяйственной жизни. Классики (Адам Смит, Давид Рикардо лучшим регулятором считали невидимую руку рынка, что лучше всего справляется с задачей поддержания рыночного равновесия. Государству отводилась роль ночного сторожа - защита прав собственности, поддержки принципа свободной конкуренции.


Будь-яка экономическая теория, кейнсианство и др. в условиях динамично изменяющихся уже не может объяснить новые реалии хозяйственной жизни, уступая место новым теоретическим положением. Так, на смену кейнсіанству снова, хотя и на более высоком витке спирали, приходит экономическая школа неоклассического, либерального направления - монетаризм. Отцом современного монетаризма считается Милтон Фридмен - глава Чікагзької экономической школы. За теорией Чікагзької экономической школы рынок сам справляется с проблемой неравновесия, что время от времени возникает в экономике. Вмешательство государства в воспроизводственный процесс лишь усиливает нестабильность. Монетаризм меняет вектор стимулирования с спроса на предложение. В основу теории положена концепция о тесную связь объема денежной массы и скорости их обращения - с одной стороны, и объема внутреннего национального продукта и уровня цен - с другой. Речь идет о уравнение Фімера MV = PQ; М = PQ/V; где М - объем денежной массы; V - скорость обращения денежных единиц; Q - объем валового национального продукта; Г - общий уровень цен. Государству монетаризм назначает скромную роль - регулирование денежного обращения и создание условий для развития частного предпринимательства. Практики ускорения процесса накопления капитала, роста производства и занятости препятствуют необоснованно высокие налоги и ошибки правительства в экономической политике. Рост необоснованных государственных расходов ведет к раскручиванию инфляционной спирали, роста процентных ставок, удорожанию кредита, ограничению инвестиционного процесса, сокращению производства, роста безработицы.
Какие же рецепты предлагает монетаризм? Предполагается через сокращение бюджетного дефицита и удорожания кредита добиться сокращения спроса. Это приведет к банкротству нерентабельных предприятий и временному спаду производства. На рынке сохранятся лишь сильные товаропроизводители, которым необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Уменьшить налоги на бизнес и удешевить кредиты. Следствием, нет роста инвестиций, производства и занятости. Увеличение товарного предложения приведет к снижению цен.
Во второй половине 70-х и в начале 80-х годов концепция монетаризма повлияла на развитие экономики в западных странах. Однако попытки использовать теорию для реформирования экономики стран постсоветского пространства, где не было даже отдаленно подобных с западными странами условий, привели к серьезным ошибкам и углубления экономического кризиса.


В 90-х годах XX в. широкую популярность имела экономическая школа - інституціоналізм. ее известные представители - Томас Пэо-лен Джон Голбрейт - выходят из тесной взаимосвязи динамично меняющихся в процессе эволюции экономических и неэкономических факторов Основное внимание уделяется роли, которые выполняют различные институты в принятии экономических решений. Общественные институты -самые различные по структуре и отношениями - от собственности и рынка к семье и профсоюзы. Особое место занимают элементы социальной структуры, формы организации регулирования экономической деятельности. Без социального контроля со стороны общества за деятельностью всей совокупности институтов и, прежде всего экономических, нельзя достичь эффективного функционирования системы. Особенно это важно в тех сферах, где наиболее отчетливо проявляется фиаско рынка - экономические, социально-культурные, региональные проблемы. Отечественная экономическая мысль в современных условиях все больше склоняется к тому, чтобы методологической основой проведенных экономических реформ становились бы идеи не одной какой экономической школы - монетаризма и кейнсианства, а соответствующие специфическим условиям национальной экономики и духовно-нравственных ценностей народа наиболее ценные научные разработки отечественных и зарубежных ученых.


Марксизм - практически единственная теория, что отрицает роль рыночного механизма в качестве наиболее эффективного инструмента экономической системы Марксизм изначально выходил из ведущей роли государства в системе, которая придет на смену капитализму. Это общество -коммунизм, с первой низшей стадией, именуемой социализмом. Интерпретация марксизма последователями школы разделилась на два направления - реформаторский (современная социалистическая мысль на Западе) и радикальный, что получил развитие в работах Владимира Ленина и стали теоретической базой проведенных после октября 1VI / года преобразований в России.


В приведенной схеме отражены основные концепции государственного регулирования экономики, включая марксизм, который еще недавно занимал центральное место в отечественной экономической мысли как подлинно научная теория. Но марксизм не может быть поставлен в один ряд с западными теориями даже регулируемой экономики. Экономический механизм царской России хотя и рыночный, но значительно деформирован всевластием бюрократического аппарата, который раскладывал политический режим.

Известный экономист Иван Чупров горько шутил: "В мире есть четыре вида правопорядка. Один - в Англии, где все дозволено, кроме того, что запрещено. Другой - в Германии, где все запрещено, кроме того, что разрешено. Третий - во Франции, где все дозволено, даже то, что запрещено. И четвертый - в России, где все запрещено, даже то, что разрешено." Эстафету командной экономики приняли в 1917 году большевики, которые в условиях гражданской войны и вызванной войнами разрухи, осуществляли жестко централизованную экономическую политику, которая получила название политики военного коммунизма. Большой и средний частный капитал национализирован. На селе вводилась продразверстка, что изымала у крестьян практически весь хлеб. Свободная торговля запрещена. Карточная система распределения товаров первой необходимости введена в городе.

Стихийно возник спекулятивный теневой рынок. Безудержная денежная эмиссия, которая проводила новая власть, еще более углубила экономическое положение в стране - инфляция обесценила денежные знаки к минимуму, обмен принял натуральные формы. Экономические рычаги влияния на экономику заменены внеэкономическим принуждением. Насилие в хозяйственной части только продиктовано реальностью. Большевики, по свидетельству Стивена Коена, английского экономиста, не имели частично значимой экономической программы, поэтому схватились за первую попавшуюся, что потрапилася. Кажется, значительную роль сыграли облегченные, романтические представления руководства большевиков о строительстве коммунистического общества. Новая экономическая политика (нэп) начала осуществляться с весны 1921 года. Свободный местный оборот перерос в свободную торговлю, продразверстка заменена продовольственным налогом, существенно облегчена бремя крестьянского хозяйства. Налог, который уменьшился, дал возможность крестьянам остатки зерна продавать на рынке и покупать необходимые товары промышленного производства. Оживился внутренний рынок, началось медленное возрождение промышленности. Предприятия, получив некоторую самостоятельность, стали внедрять коммерческий расчет, самофинансирования, начали функционировать и денежно-кредитные учреждения.
Осуществление новой экономической политики хотя и обусловило рост производства, повышение жизненного уровня людей однако страна оставалась преимущественно аграрной с преобладанием ручного труда.

Неизбежно встал вопрос о проведении индустриализации. Но многолетних накоплений от развития легкой промышленности, которая при осуществлении индустриализации в Западных странах, не было. Внешние источники финансирования отсутствовали. Встретились две точки зрения. Одна видела источник накопления за счет мобилизации дополнительного продукта, созданного крестьянским хозяйством. Это называлось перекачкой средств за счет так называемых"ножниц цен - высокие цены товаров для села, низкие цены на сельскохозяйственные товары. Это грозило разрушением крестьянского хозяйства, которое сложилось за века. Другая точка зрения, не отрицала необходимость привлечения средств для индустриализации села, но считала, что делать это надо осторожно, создав прежде всего условия для создания середняцького хозяйства, не увлекаться по-надіндустріалізацісю. Победила первая точка зрения использовать источники накопления за счет мобилизации дополнительного продукта, созданного крестьянским хозяйством. Однако изъятие прибавочного продукта на самом деле большей части необходимого продукта, можно было осуществить только применив насилие.


Началось осуществляться насильственное обобществления, что получило название коллективизации. Много политиков и ученых - Николай Кондратьев, Александр Чаянов и др. - выступили против губительного для крестьянского хозяйства и, как показала вся дальнейшая история, для всей страны, ошибочного курса. Однако Иосифу Сталину и его окружению уже удалось создать основы тоталитарного режима. Точка зрения оппонентов его политики отброшена, а сами потом репрессированы. Форсирование сроков индустриализации обернулось тяжелой трагедией для народа. Изъятие хлеба у крестьян, как экспортного товара для получения валюты и закупок за рубежом техники, привели в первую очередь в тех районах, которые были житницей страны -Украина, Дон, Кубань, Поволжье, Черноземья России до бедственного положения. Постепенно, но настойчиво формировалась казармено-крепостническая форма хозяйствования на селе.


В сферу всеобщего огосударствления вовлечена и промышленность. Создан центрально-управляемую экономику. В 50-80-х годов XX в. робкие попытки ослабить административных пут так и не увенчались успехом, и к началу 90-х годов XX в. система пришла в упадок. В современных условиях вновь, как и много лет назад, страны постсоветского пространства находятся на переломном этапе. Украина стала суверенным государством, вот уже десятилетия ищет путь реформирования экономики. Соотношение экономики и политики остается исключительно актуальным, затрагивает проблемы экономической безопасности страны.