Цель экономической политики

Политика либераловЭкономика - это целостная, организованная и строго субординированная система, где отдельные, внешне самостоятельные элементы, звенья и блоки находятся в сложном взаимодействии. Значительно влияет на характер взаимосвязей экономическая политика. Сама экономическая политика охватывает субъекты, объекты, а также механизм влияния субъектов на объекты. Главный субъект - государство. Экономическая политика - это, прежде всего, государственная политика. Однако как реальные субъекты, которые активно влияют на экономическую политику, выступают: политические партии, объединения, профсоюзы, финансово-промышленные группы. Особенно велика в определении направлений экономической политики роль финансово-промышленных групп. Внедряя во властные структуры или делегируя туда своих представителей, приобретая контроль над современными средствами массовой информации, финансово-промышленная олигархия сосредоточивает в своих руках политическую и экономическую власть. Это дает практически неограниченные возможности влияния на политику правительства определения ее целей и средств их достижения. Определенное давление на правительство делают и другие субъекты экономической и социальной политики.


Объекты экономической политики - это те социально-экономические процессы, происходящие в обществе на каждом этапе его развития. Механизм воздействия субъекта на объект зависит от типа экономической системы. В административно-командной экономике - это преимущественно административные методы, в рыночной - экономические. Политические решения, прежде всего когда начнут осуществляться, через экономическое прогнозирование должны предусмотреть будущий результат, определить ту цель и те средства, которые необходимо использовать для их реализации. Бесспорно, результат зависит от многих переменных и прежде всего от сложности политических решений. Цель должна быть реальной, что опирается на объективные факторы. Для их реализации необходимы обоснованные временные пределы. Программы типа "500 дней" свидетельствуют только о том, что не полностью представлялись трудности перехода к рыночной экономике страны, что не готова ни политически, ни экономически, ни морально. Цель экономической политики должна соответствовать естественному эволюционный, а не революционный характер общественного процесса, обеспечивать социальную стабильность общества, экономическую безопасность государства.


Конкретная цель экономической политики должно учитывать социальную среду, в которой осуществляются экономические процессы. В рыночной экономике главным условием эффективного функционирования хозяйственных субъектов выступает свобода выбора ими способов оптимального использования ограниченных ресурсов, решать самостоятельно вопросы: "Что производить?', 'Как делать/", "Сколько делать?" и "Для кого производить?"разумеется, в пределах соответствующего законодательства. Условие осуществления цели экономической политики - обеспечение гражданских прав населения, экономическая безопасность людей, плюрализм отношений собственности, взвешенная социальная политика. Важнейшая цель экономической политики государства: во-первых, стабильный экономический рост; полная и эффективная занятость; во-вторых, ориентация на инновации и повышение экономической эффективности; стабильный уровень цен; в-третьих, сбалансированность государственного бюджета; равновесие платежного баланса. Такое разнообразие цели нередко в экономической политике общества называют магическим. В отличие от известного в математике логического квадрата, где расположены по малых квадратах числа всегда дают результат, экономический многоугольник зачастую не уравновешенным. Это означает, что ни одна экономическая система, ни одна даже найрозвинутіша страна не может обеспечить выполнение всей цели не только в короткий срок, но и в длительных периодах.


Экономический рост - это количественные и качественные изменения, которые выражаются в росте конечных народнохозяйственных результатов, измеряется ряду показателей. Наиболее обобщающий - прирост валового национального продукта - в процентах за год. Иногда экономический рост иллюстрируется перемещением кривой производственных возможностей в результате увеличения использованных ресурсов или внедрение самой совершенной техники и технологии.


Перемещение кривой производственных возможностей из положения А в положение CD привело к росту производства и услуг на величину заштрихованной части графика. С целью поддержания стабильных темпов экономического роста правительство предпринимает конкретные меры для стимулирования - проводит соответствующую инвестиционную, монетарную и фискальную политику. Однако цикличность рыночной экономики, несмотря на принятые меры, время от времени приводит к общей разбалансированности экономики, спада производства, роста безработицы, инфляции и др. Правительство мерами воздействия может ослабить негативные последствия экономического и социального кризиса, смягчить его последствия для рыночных субъектов, но вообще предотвратить неудачу.


Цель тесно переплетается с другими и, прежде всего, со стабильным экономическим ростом, полной и эффективной занятостью. Уже в самой формулировке цели заложены противоречия. Полная занятость не всегда означает эффективную, а эффективная - не обязательно полная. Когда речь идет о полной занятости, то абстрагируемся от естественного уровня безработицы. Уровень безработицы имеет место, когда количества безработных соответствует такое же количество рабочих мест.


Динамичное развитие производства, технический прогресс, движение рабочей силы и др., обуславливают такие формы природного безработицы: фрикционное, технологическое, структурное, інституцюнальне. Количественно безработица охватывает .4-6% рабочей силы. Безработица за пределами естественной называют циклическим. Безработица - абсолютное зло. Меры для предотвращения цикличности безработицы те же, что используются для стимулирования экономического роста. С целью поддержания стабильности развития экономики правительство должно разработать такие меры ликвидации безработицы, что бы не отразились на темпах роста оплаты труда. Речь идет о цели правительства не допустить инфляцию в стране. Редко инфляция отождествляется с ростом цен. Это ошибочное суждение. Если рост цен отстает от роста доходов, то это не инфляция. Инфляция начинается тогда, когда денежная масса растет быстрее суммы цен обращения в сфере товаров и услуг ( с учетом скорости обращения денежной массы). По интенсивности инфляции выделяют ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. И если галопирующая, а особенно гиперинфляция всегда разрушительны, то рост цен в 1-2% в год может быть и положительным фактором для экономики.

90-е годы разворачивались события в большинстве стран бывшего Союза, а в некоторых имеют место и в современных условиях.
Современная экономика может быть эффективной только при условии ее развития инновационных основ. Сами по себе нововведения в технике, технологии, организации труда и производства, даже основанные на новейших достижениях еще не гарантируют лидерства. Главное - непрерывный процесс изменения инноваций.


Какую же роль играет экономическая политика? Самое непосредственное. Речь идет не о текущей, а о долгосрочную политику, что называют экономической стратегией, охватывает мероприятия, что якобы непосредственно не влияют на инновации деятельности предприятий. Но опосредованно, через современную систему образования, развития науки, в том числе фундаментальной, профессиональной и общей культуры, активное участие в международном разделении труда и мировых интеграционных процессах, государство стимулирует рост экономической эффективности.
Бюджет страны - один из ключевых объектов экономической политики. Бюджет страны важнейший инструмент, с помощью которого проверяется не только сбалансированность финансовых средств, но и всех других используемых ресурсов. Через бюджетное финансирование правительство осуществляет общегосударственную цель - и в сфере производства, и вне ее. Образование, здравоохранение, наука, культура, оборона, государственный аппарат, правоохранительные органы - все содержится за счет средств государственного бюджета. Доходная часть государственного бюджета формируется преимущественно за счет налогов, наполняемость бюджета зависит от того, насколько успешно функционируют предприятия, сферы производства и услуг, насколько высоки их доходы и доходы.


Если государство живет не по возможностям, то есть тратит больше, чем имеет доходов, то будет прибегать к займам - внутренних и внешних, жить в долг. Обслуживание долга (выплата процентов по займам) осуществляется за счет средств государственного бюджета. Растет долг, растут расходы по обслуживанию. Государство попадает в порочный круг, из которого очень трудно выбраться. И хотя умеренный бюджетный дефицит сам собой не грозит крахом системы (допускается дефицит до 20% или доходов 5-10% валового внутреннего продукта), может спровоцировать инфляцию и все, что с ней сопровождается. Если правительство имеет доступ к денежного печатного станка, ему не избежать соблазна привести его в действие. Тогда голодающей инфляции не избежать. Вот почему существует сравнения: допускать правительство до печатного станка все равно, что поставить алкоголика торговать в винном магазине.


Современная экономика характеризуется  платежного баланса боким международным разделением труда. Интенсивное развитие мировых хозяйственных связей - главная доминанта общественного процесса. Цель экономической политики - определить место национальной экономики в процессе, найти нишу в системе мировой торговли. Международное разделение труда предполагает специализацию стран - участниц процесса в производстве определенной товарной номенклатурой. Даже найрозвинутіша страна не может лидировать во всех направлениях научно-технического прогресса, поставлять на мировой рынок неограниченное номенклатуру товаров. Это невыгодно экономически. Поэтому в мировой торговле используется принцип относительного преимущества, когда сопоставляются затраты упущенных возможностей производителей товаров и услуг. Те участники международной торговли, имеющих низкие альтернативные издержки своих товаров, получают преимущество перед другими ее субъектов объектами. А это дает возможность иметь активный торговый баланс, укреплять национальную экономику. Сочетая участие отечественного капитала в международном разделении труда, государство использует широкий набор экономических и административных инструментов стимулирования экспорта. К экономических принадлежат льготная налоговая политика, прямые дотации фирмам-экспортерам, политика ускоренной амортизации, таможенно-тарифное регулирование, административных - нетарифное регулирование, лицензирование, квотирование