Особенности правового, социально справедливого государства и гражданского общества

ГосударстваНа современном этапе развития государственности в большинстве стран мира на первом плане стоит проблема соотношения гражданского общества и государства, в частности правового государства, их взаимной зависимости и взаимного влияния. Рост интереса к этой проблеме обусловлено тем, что становление правового государства, ее функционирование и развитие неразрывно связаны с формированием и совершенствованием гражданского общества. 

Обусловлена развитием самого общества, правовое государство стала возможной с рождением гражданского общества. Поэтому важно выяснить сущность и взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

Сам термин "гражданское общество" употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество - это та часть общества, которую не охватывает государство или ее структуры, т.е. все то, до чего не доходят руки" государства. Оно возникает и видоизменяется в процессе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно независимая от государства сфера. Гражданское общество в широком смысле совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и только тоталитаризм полностью или частично поглощает его политической властью.

Гражданское общество в узком понимании неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой совокупность взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности, которые не опосредованные государством. Это сфера свободной игры частных или коллективных интересов и индивидуализма, спонтанного самоуправления индивидов, добровольных организаций и ассоциаций граждан, которая защищается законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации органами государственной власти. То есть гражданское общество и правовое государство основываются на строгом соблюдении законов, потому что без надежной гарантии и защиты не могут быть реализованы права и свободы граждан.

Экономическими основами гражданского общества является частная собственность во всем многообразии форм. Она обеспечивает реальную экономическую свободу, без которой невозможна ни политическая, ни социальная свобода. И чем розвинутіше гражданское общество, тем более эффективной является социальная защищенность индивида, тем шире его возможности для самореализации в различных областях жизнедеятельности общества.

Гражданское общество в первую очередь предусматривает и гарантирует законом свободный выбор форм экономического и политического бытия человека, утверждает приоритет прав человека, исключает монополию одной идеологии, одной мировоззрения, обеспечивает свободу совести. В политической жизни такое общество предоставляет всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах. Здесь государство и граждане связаны взаимной ответственностью за верховенство демократически принятых законов.

Гражданское общество - продукт индустриальной эпохи, оно формировалось в основном снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов и превращение их из просто подданных государства на свободных граждан-владельцев, которые имеют достоинство и готовы взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру и охватывает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также косвенные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и др. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Ныне четкую грань между гражданским обществом и государством проводить становится все труднее, поскольку государство все больше вмешивается в экономику и социальные отношения. Однако, несмотря на это, различать в социальной системе гражданское общество и государство необходимо и нужно прежде всего для своевременного выявления и предотвращения тоталитарным тенденциям, обеспечение суверенитета народа и свободы личности. Для посткоммунистических стран, в частности для Украины, формирование гражданского общества - необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности.

Начинать формирование гражданского общества, естественно, нужно с собственности, на практике обеспечивая возможность утверждения и реализации всех ее форм. При этом обязательно следует учитывать, что частная собственность, с одной стороны, дает возможность человеку, который владеет собственностью с надежным ее защитой, приобрести экономической свободы, уверенности в современном и будущем, достойно держаться перед будь-какой властью. В гражданском обществе, которое основывается на таких экономических принципах и выступает как система, главным действующим лицом является владелец (совладелец) средств производства, или денежного капитала или акций, или информации, или просто рабочей силы. Это свидетельствует о способности частной собственности быть мощным стимулом заинтересованного деятельности.

С другой стороны, частная собственность обозначена постоянным стремлением самоприрощення, самопримноження, для чего нередко используются любые средства и методы, в том числе кражи, насилия, войны. Именно этот сторону частной собственности принес человечеству невероятные страдания и колоссальные разрушения.

Поэтому формирование гражданского общества в условиях современной Украины должна опираться на наиболее полное использование мирового опыта, якнайефективнішу реализацию прогрессивной роли собственности, функционирование демократических политических институтов, исключая любые общественные беспорядки. Для этого в Украине есть все возможности, умная их реализация требует, во-первых, законодательного и реального закрепления права частной собственности в проявлении ее различных форм: смешанной, акционерной, кооперативной, коллективной собственности, что предусмотрено Конституцией Украины; во-вторых, гарантированного обеспечения всех прав и свобод граждан и их организаций; в-третьих, создание правового государства, которая единственная способна защитить все формы собственности, все права и свободы граждан, обеспечить целостность страны и неприкосновенность ее границ, эффективное развитие всесторонних связей с другими государствами и мировым сообществом.

Для установления полного народовластия государство должно быть подчинена обществу, стать подлинным выразителем его интересов, руководствоваться в своей законодательной деятельности общенародной волей. Однако все это предопределяет необходимость высокого уровня правовой и политической культуры народа.

Ценностный смысл идей правового государства заключается в утверждении суверенитета народа как источника и субъекта власти, гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу, господстве закона.

В связи с этим при создании правового государства руководствуются по крайней мере такими тремя основными принципами взаимосвязи государства и права.

1. Верховенство права. Это означает, что право является неотъемлемым достоянием человека, нации, народа, оно никем не предоставляется и никем не может быть отчуждено.

2. Соответствие закону правовые. Любой закон, принятый государством, должно быть правовым. Право содержит в себе смысл правильного, справедливого. Приобретая нормативного закрепления, справедливость становится законом. Следовательно, закон есть только юридической форме права.

3. Формальное равенство. Право должно быть признано как равный для всех измерение свободы. Принцип формального равенства предполагает только одно - закрепление в законе равных возможностей для всех.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить такие их общие черты. 1. Наличие развитого гражданского общества.

2. Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод человека, гражданского порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности.

3. Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие.

4. Приоритет прав человека над законами государства.

5. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти.

6. Суверенитет народа; поскольку только народ является источником власти, государственный суверенитет имеет представительский характер.

7. Распределение власти государства на законодательную, исполнительную и судебную, что предусматривает также различие их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

8. В государственном регулировании отношений между гражданами приоритет метода запрета над методом разрешения между гражданами и государством: "Разрешено все, что не запрещено законом". Метод разрешения применяется только в отношении государства, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий.

9. Свобода и права других людей - единственное ограничение свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы индивида. Свобода каждого заканчивается там, где нарушается свобода других.

10. Определяющая роль суда в разрешении всех спорных вопросов, подконтрольность ему каждого гражданина и всех институций, возможность обжаловать в судебном порядке неправомерные действия государственных органов и должностных лиц; независимость и самостоятельность судебной власти от органов государственного управления и различных политических сил.

11. Соответствие законодательства нормам международного права.

Утверждения правового государства стало важной вехой в развитии свободы индивида и общества. Ее создатели считали, что обеспечение каждому негативной свободы (то есть свободы от ограничений) и поощрение конкуренции будут полезны всем, сделают все формы частной собственности доступными для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу. А это, в свою очередь, будет способствовать общему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательства государства в дела индивида не помешали монополизации экономики с ее периодическими кризисами, жестокой эксплуатации, росту социального неравенства. Глубокая фактическое неравенство обесценила равноправие граждан, превратила возможность использования конституционных