Политическая система

Политическая система властиКак социальное явление политика охватывает политическую сознание, политические отношения и процессы, политические институты и учреждения. Совокупность политических институтов и учреждений, взаимодействующих с целью реализации определенных политических идей и норм, называется политической системой общества. По сути, это механизм осуществления и реализации власти. Составными элементами любой политической системы являются:

* политические отношения между субъектами (элементами) системы;

* политическая деятельность;

* политическая организация общества (политические институты), то есть в первую очередь государство со своими законодательными, исполнительными, судебными, контролирующими органами, различными ведомствами: армией, органами безопасности, поддержания общественного порядка; политические партии, общественные неправительственные организации и союзы; органы местного самоуправления; трудовые коллективы со своими органами самоуправления;

* политическое сознание и политическая культура;

* политические и правовые нормы;

* средства массовой информации (СМИ).

В стабильных обществах политическая система выполняет следующие основные функции:

а) определение целей и задач общественного развития;

б) мобилизация ресурсов (материальных, духовных, человеческих, финансовых) с целью распределения и их реализации;

в) интеграция всех элементов общества, обеспечение оптимального уровня социального согласия;

г) легитимация, т.е. обеспечение соответствия реальной политической жизни официально провозглашенным политическим и правовым нормам.

Политические системы имеют свою классификацию. Она чрезвычайно многогранна и имеет значительное количество разных критериев.

Довольно распространенным является разделение систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием разграничения их политический режим как совокупность средств, способов, методов организации и осуществления политической власти на основе характера и способов взаимоотношений власти, общества (народа) и лица (граждан), пределы реализации демократических прав и свобод.

Понятие "тоталитаризм" (от латинского тоталіс - весь, целый, полный) означает стремление властей контролировать все сферы общественной жизни и даже личную жизнь граждан. Для него характерны централизация и бюрократизация государственного управления, наличие только одной идеологии и политической партии, подчиненность граждан и их организаций правящей партии, которая выступает монополистом в организации социальных отношений.

Кроме названных характеристик, тоталитаризм имеет следующие черты:

* запрет демократических организации;

* ликвидация конституционных прав и свобод граждан;

* формирование структур государственной власти, которым присуще массовое нарушение законов, использования своего положения для собственного обогащения.

* репрессии против прогрессивных сил;

* милитаризация общественной жизни;

* уничтожение гражданского общества.

Тоталитарные режимы (например, сталинизм и фашизм) однозначно оценены историей как социальное бедствие. Современная цивилизация стремится к демократии, гражданского общества.

Промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией занимает авторитарный режим. Его характерные черты:

* наиболее влиятельная политическая сила общества - правящее группировки (клан), в руках которого сосредоточена прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия и властные возможности значительно преобладают законодательную власть. Полномочия представительных органов ограничены;

* политические права и свободы граждан в значительной степени также ограничены. Законы действуют в интересах государства, а не личности. Действует принцип: "Все, что не разрешено, запрещено";

* существует легальная оппозиция, к которой государство относится терпимо, но постоянно стремится сузить возможности для ее деятельности. Нередко оппозиция бывает поставлена в такие условия, что ее деятельность становится невозможной;

* в стране формально может быть несколько партий. Но все они, кроме правящей, карликовые и играют незначительную роль. Нередко партии запрещены и преследуются законом. В некоторых странах политических партий нет;

* существует цензура средств массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки политики государства, однако в целом они являются лояльными к правящей системы и зависимые от нее;

* в обществе существует официальная идеология. Однако существуют и другие идейные взгляды и течения, которые в целом лояльно относятся к правящему режиму, но часто стоят на более-менее независимых позициях; * полиция, армия, спецслужбы выполняют функцию как обеспечение правопорядка, так и карательных органов. Они стоят на страже правящего режима, их используют для подавления общественных сил, которые не нравятся властям. Но эти структуры не проводят массовых репрессий;

* общество в целом поддерживает власть. Эти отношения основываются не только на насилии. Многие разделяет официальную идеологию. Большинство общества настроена патриотически и в целом поддерживает политику правящей партии и правительства. Меньшинство выступает против авторитаризма и разными методами борется за переход к демократии. Гражданское общество возможно, но оно зависимо от государства;

* значительный государственный сектор экономики полностью контролируется и регулируется государством. Однако при многих авторитарных режимах существует свободное предпринимательство и рыночная экономика. При этом она может быть как высоко-, так и малоэффективной;

* за почти полной регламентации всех сфер жизни в обществе часто процветают бесхозяйственность, коррупция, а нормы морали имеют устаревший характер;

* форма устройства - унитарная, с жесткой централизацией власти;

* права национальных меньшинств провозглашены, но существенно ограничены.

Демократический режим имеет следующие черты:

* власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. Верховный представительный законодательный орган - парламент. Исполнительная власть действует в пределах своих полномочий. Судебная власть наделена полномочиями отменять решения как законодательной, так и исполнительной власти;

* в обществе существуют права и свободы, которые не только провозглашаются, но и юридически обеспечены и фактически реализуются. Закон закрепляет прежде всего права человека. Главный правовой принцип для граждан: "Все, что не запрещено, - разрешено". Для государства: "Все, что не разрешено - запрещено". Однако данный принцип обусловливает наличие высокой политической и правовой культуры граждан и государства и их ответственность перед обществом;

* формой общественного общежития есть плюрализм, прежде всего, плюрализм форм собственности. Частная собственность священна; * оппозиция имеет все политические права и свободы. Она является неотъемлемым элементом и участником политического процесса;

* функционирует многопартийная система. Одна правящая партия может изменять другую на общих основаниях, в результате выборов;

* нет политической цензуры. СМИ свободны в своих суждениях, могут критиковать власть, существующую форму правления. Однако призывать к насильственному ее свержения запрещено законом;

* армия и спецслужбы - важные демократические структуры государства. Они обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества, подконтрольные ему. Их действия регулируются и ограничиваются законом. Основные функции по поддержанию правопорядка осуществляют не армия и спецслужбы, а полиция, прокуратура и суды;

* в обществе и государстве нет превосходства любой, даже официальной, идеологии. В условиях плюрализма много идейных течений соперничают между собой, но при этом приоритетными являются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, а государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть имеет светский характер;

* граждане открыто и свободно высказывают мнения и позиции. Даже критикуя власть, большинство общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности. Гражданское общество представляет собой совокупность общественных отношений, в которых различные общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства и в то же время тесно сотрудничают с ней;

* в демократическом обществе могут иметь место много негативных явлений, в частности, например, высокий уровень преступности, нехватка дисциплины труда и т.д. Однако демократическое общество не только терпимо относится к социального негатива, но и находит эффективные средства для его преодоления;

* государственный строй в условиях демократии может приобретать как унитарной, так и федеративной формы;

* права национальных меньшинств обеспечены юридически и фактически придерживаются, как правило, в полном объеме.

В зависимости от ориентации на стабильность или изменения политические системы разделяют на:

* консервативные, главная цель которых - сохранить и поддержать традиционные структуры, нормы, ценности, отношения, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму государственного правления;

* трансформированные (реформированы) системы, которые проводят общественные преобразования. Среди них различают два типа систем: а) основой которых является реакционные режимы, которые имеют целью вернуть общество, к предыдущего типа политической и экономической системы; б) прогрессивные системы, которые стремятся сформировать общество нового типа или коренным образом изменить экономику, культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.

Кроме указанных, существуют и другие типы политических систем. Множественность и многовариантность этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.