Понятие политики. Политика и власть

Политика и властьПонятие "политика" (от греческого полис - город-государство; и производного от него - политикос - все, что связано с городом - государство, гражданин, управления и др.) имеет особую историю. Общепризнанным является мнение, что этот термин получил распространение под влиянием трактата Аристотеля "Политика". Там подается оригинальное учение о государстве, правления (управления) и правительство. И именно в русле этой традиции вплоть до конца XIX в. политическое знание традиционно рассматривался как учение о государстве. Однако постепенно представления о политике значительно расширились, а понимание политики очертился как достаточно сложная проблема, которая стала предметом самых разнообразных толкований.

Современная мировоззренческая культура подает понятие политики в разнообразнейших формах. Значительная часть современных учений рассматривают политику как отношения между социальными группами (включая и классы), отдельными людьми, государствами, а также личностью и государством, социальной группой и государством в отношении согласия, господства, подчинения, конфликтов и т.п.

Другие учения толкуют политику как курс, направление, на основе которого принимаются решения, намечаются мероприятия по формированию и выполнению различных властных задач (например, "международная политика правительства", но в то же время "торговая политика фирмы").

В практическом измерении чаще всего рассматривают политику как конкретную сферу, в которой отдельные люди и социальные группировки ведут борьбу за завоевание государственной власти (в таком случае говорят: "Заниматься политикой" или даже - "Держаться подальше от политики").

И наконец, политику рассматривают как наиболее широкое явление, а именно - как искусство управлять людьми в обществе.

Такие толкования дают возможность прежде всего различать два аспекта политики.

С одной стороны, политика предстает как такая сфера общественной жизни, где интересы, которые вступают в реальные, мнимые или "символические" противоречия, так или иначе совпадают и сочетаются между собой, будучи регулируемые властью, которая обладает монополией на законный принуждение, законное насилие. В таком случае политика охватывает всю палитру жизнедеятельности человека и общества.

С другой стороны, политика - это отношения, где в борьбе за завоевание государственной власти или за непосредственное влияние на нее сталкиваются личности и социальные группы и их представители, партии, лобби или более-менее организованы и сиюминутные социальные движения.

Кроме этого, приведенные выше толкование понятия политики дают возможность увидеть политику как вид деятельности, который осуществляется на нескольких уровнях. Первый, более низкий, уровень охватывает решения местных проблем (жилищные условия, школы, общественный транспорт, социальное обеспечение, организация торговли и т.д.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется отдельными гражданами, но некоторые вопросы могут решаться местными ассоциациями, объединениями, особенно если решение требует выхода на более высокий властный уровень.

Второй, локальный, региональный уровень (для Украины районный, городской, областной и т.д.) требует так или иначе вмешательства государства. Политическая деятельность на этом уровне наиболее активно осуществляется группами и ассоциациями, которые заинтересованы в экономическом развитии своего региона.

Видное место в политике занимает третий, национальный уровень, который определяется, главным образом, деятельностью государства как основного института организации жизни граждан, распределения и перераспределения ресурсов.

И последний, международный уровень. Основными агентами политической деятельности на этом уровне являются национальные государства и различные транснациональные (международные) организации - ООН, ЮНЕСКО, ЕС, НАТО и др.

При этом следует подчеркнуть, что политическая деятельность на всех уровнях имеет как свои особенности, так и общие черты. Однако несомненным и самым главным здесь является одно - основным субъектом политики является человек как личность и гражданин.

И здесь, естественно, возникает вопрос, кого же мы имеем называть настоящим политиком? Или естественно личность стремится стать политиком?

Прежде всего, нужно напомнить, что в самой природе человека существует необходимость заниматься политикой. Ведь политика - это отношения между людьми по отношению к власти. А власти стремится любой человек. Даже если сама себе она в этом не признается.

Однако стремление к власти и процесс его реализации отличающиеся между собой. И это зависит как от самой личности, так и от социальных условий, обстоятельств.

Именно поэтому политиками можно назвать всех нас, граждан той или иной страны, когда мы опускаем свой избирательный бюллетень или аплодируем ли протестируем на (действительно или мнимо) судьбоносных собраниях, митингах, произносим "политическую" речь и т.д. Однако общеизвестным является и утверждение, что настоящая политика на площадях, митингах не творится.

Часто называют политиками доверенных лиц кандидатов в органы государственной власти, членов или руководителей партийно-политических союзов, представителей различных совещательных государственных образований, некоторых парламентариев, которые работают на "политику" только во время сессий парламента. Но что реально зависит от таких "политиков"?

Несомненно, что назвать настоящим политиком нельзя ни рядового участника выборов, ни "функционера от политики". Настоящим, профессиональным политиком следует называть того гражданина, для которого политика стала первым делом жизни и в материальном, и в духовном аспекте. И им может стать не каждый человек.

Прежде всего, этот человек должен иметь своеобразное ощущение власти: даже на формально скромных должностях осознавать свое влияние на людей, участие во власти над ними, а особенно - чувствовать то, что "в руках находится нерв исторически важных событий". Именно это способно поднять политика выше обыденности, то есть на профессиональный уровень.

Поэтому тот, кто предстает как настоящий политик, обязательно должен вырабатывать в себе такие черты, которые дают ему право и возможность справиться с властью (как бы узко она не была очерчена в каждом конкретном случае) и соответственно - с той ответственностью, которую она на него возлагает.

Современная мировоззренческая культура имеет оригинальные наработки в этой сфере. В частности, она дает достаточно трудоспособное ответ на вопрос: "Каким должен быть человек, чтобы она могла держать руку на пульсе истории и решать судьбу других людей?" Прежде всего настоящий политик должен достичь уровня гражданской самоуважения к себе. Основным источником этой самоуважения должна стать страсть, которая реализуется через масштабное видение и понимание сути дела, через страстной, неудержимую самоотдачу этому делу и, главное, через глубокую, непоколебимую веру в справедливость этого дела и собственную способность к свершениям в этом деле.

Настоящий политик также должно сделать ответственность главным указателем своей деятельности. Ведь страсть только тогда делает человека политиком, когда и пронизана чувством и сознанием долга по делу, в которую он верит и которой служит.

Человек, идущий по дороге настоящего политика, должна быть честным, прежде всего в отношении тех, кому она подвластна. Честным политик будет только тогда, когда он будет работать с внутренней собранностью, со спокойствием поддаваться влиянию, чувствовать дистанцию относительно людей и вещей и самого себя. Отсутствие честности - один из смертных грехов любого политика.

Политик, который по-настоящему почувствовал и осознал "сладкий" и "горький" вкус власти, должен быть справедливым, особенно в отношении тех, кого он использует. Это означает, что реализация настоящим политиком власти должна быть пронизана ощущением и пониманием меры отношений между людьми.

И наконец, настоящий политик должен быть добродетельным. То есть утверждать своей властью то благо, которое творят ему подвластны, и обезвредить зло, что пытается посеять и выращивать власть тех, кого он наделил ею.

Таким образом, формирование и деятельность настоящего политика имеют две основные составляющие, которые высвечиваются в виде необходимости и достаточности.

Необходимость - это наличие личности, гражданские качества которой пронизаны очерченными выше самоуважением, ответственностью, справедливостью и благотворительностью. Конечно, не надо забывать, что круг этой необходимости способно неуклонно расширяться.

Достаточность - это существование общества, которое способно эту личность родить и в состоянии ее развить и уберечь от прелестной природы власти.

Такое понимание субъекта политики позволяет сделать вывод. Политика - это особый вид человеческой деятельности, связанный с получением и осуществлением власти. Политика - это отношения, которые возникают и существуют между людьми, сообществами, государствами относительно власти, и организация управления этими отношениями.

Приведенное толкование понятия политики показывает, что центральным, организационным и регулятивной-контрольным началом политики является власть. Ведь именно власть предстает как одна из наиболее важных и наиболее давних проблем политических отношений, политического знания, политической культуры.

Однако нужно заметить, что проблема власти - это вопрос не только политической жизни. Эта проблема имеет общечеловеческий, общесоциальное измерение. Ведь в самом широком мировоззренческом смысле власть - это способность и возможность отдельных лиц, групп, слоев, прослоек, казней, или классов, осуществлять определяющее влияние на деятельность других людей, общностей, обществ. Власть - это способность определенных социальных субъектов экономическими, политическими, идейными, нравственными средствами вводить свою волю в общественную жизнь. Власть - это единство возможного и действительного в подчинении действий и воли одних социальных субъектов другим. Власть - это возможность или способность одних заставлять других делать то, чего они, возможно, не хотели бы делать. И этот принуждение осуществляется посредством угрозы санкций или их применения.

Вообще, в загальноціннісному аспекте, власть понятийно можно определить одним словом - господство. Господство как способность подчинять чью волю своей воле, присваивать чужую волю, пользоваться свободой других. Это означает, что любая власть является процессом покорения. А повиноваться люди, сообщества, государства могут по-разному, однако обязательно, - или принудительно, или непримусово. Именно поэтому основными средствами реализации власти, как правило, считаются:

а) авторитет (формальный, что является примером принудительности; настоящий - как пример