Научное мировоззрение

НаукаНаука как мировоззренческий феномен имеет несколько определений. Во-первых, наука - это система, обозначенная как знаниями о ту или иную сферу объективной действительности, так и человеческой деятельностью, которая эти знания создала. Во-вторых, наука - это системно организованный образ существования определенной сферы объективной действительности. В-третьих, наука - мировоззренчески определена сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о объективную реальность, проверка этих знаний на предмет истинности и выработка рекомендаций для практического преобразования мира в соответствии с потребностями и интересами человека. И, наконец, наука - это теоретически-практически данная система знаний, что находится в непрерывном развитии и пытается найти объективную истину в той или иной сфере отношение "человек - мир". 

Приведенные формулировки понятия науки подчеркивают ее мировоззренчески-преобразующую направленность, поэтому в мировоззренческом измерении проще всего сказать так: наука - это система знаний о человеке и мир и способ превращения их на благо человека.

Благодаря науке человечество использует силы природы, развивает производство и превращает общественные отношения. При этом наука всегда черпала свои силы в знании. Кстати, само слово "наука" буквально означает знание.

В разделе "Сознание и познание", а также в начале этого раздела подчеркивалось, что знания - это элементарный, в отношении завершенный образ действительности, который творится человеческим сознанием. Но так называемые элементарные знания в виде первичной чувственно данной информации существуют даже у животных, о чем свидетельствует уровень их ориентации в мире.

Элементарными житейскими знаниями обладают дети раннего возраста. Каждый человек в процессе своей жизни получает огромное количество информации о мире и о себе. Уже первобытные люди обладали немалыми знаниями, которые они использовали, опираясь на опыт, обычаи, производственные рецепты. Но все это было донауковим знанием.

Научные знания существенно отличаются от житейских и донаукових знаний. Они предусматривают не только констатацию фактов и описание их, но и объяснение фактов, осознание их согласно всей системы понятий определенной науки. Житейское, простое познания констатирует, хотя и очень поверхностно, как происходит то или иное событие. Научное мировоззрение дает ответ не только на вопрос "как?", но и на вопрос "почему?". Сущность научного мировоззрения заключается в достоверном обобщении фактов, а также в том, что по случайному он видит необходимое, закономерное, а за единичным - общее. И на основании этого научное мировоззрение предполагает разнообразные явления, объекты и события. Предсказание является вершиной научной деятельности человека. Весь процесс научного знания связан с ростом силы и диапазона научного предвидения. А предсказание дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное мировоззрение, таким образом, открывает возможность не только предвидение будущего, но и сознательного его формирования. Жизненный смысл каждой науки можно кратко сформулировать так: знать, чтобы уметь предвидеть, предвидеть, чтобы эффективно действовать.

Существенным признаком научного мировоззрения является его системность, то есть такая совокупность знаний, которая организована на основе определенных теоретических принципов. Простая совокупность различных знаний, не объединенных в взаимосвязанную систему, это еще не научное мировоззрение. Основой научных знаний есть определенные исходные положения, закономерности, которые и позволяют объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные тогда, когда целенаправленный сбор фактов и их описание доводится до уровня введения их в систему понятий, то есть в состав теории.

Каждая наука проходит этап формирования. Однако критерий формирования любой науки общий: определение предмета исследования, выработки понятий, которые соответствуют этому предмету, установление фундаментального закона, свойственного этому предмету, открытие принципа или создания теории, которые дают возможность объяснять огромное количество фактов.

Научное мировоззрение в корне отличается от религиозного. И основой этих различий является отношение их к вере.

Как известно, религиозная вера - это фактическое принятие за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доводке. Унаследовав от религиозного мировоззрения понятие веры, научное мировоззрение качественно по-новому трактует это понятие. Вера в научном смысле приобретает органической, естественного единства с истиной. Вера в науке рассматривается прежде всего как уверенность, что основывается на знании, которое имеет системно-теоретическую организацию и практически-логическое подтверждение. Научная вера дает человеку мощи по отношению к силам природы и общественной жизни. Научная вера существует как логическую связь в системе знания и воспринимается как необходимость, которая вытекает из фактов, или из ранее установленных истин. Вот почему аргументированные результаты научного мировоззрения приобретают качества всеобщности и проявляют силу убеждения.

Научное мировоззрение (наука), как и любой другой, имеет свою структуру, которую лучше всего представить в виде современной классификации наук. Заметим, что представленная ниже классификация наук не претендует на истину в последней инстанции, однако такой подход является наиболее эффективным и работоспособным. В свете этого подхода, учитывая современное развитие науки, можно выделить следующие основные классы наук: естественные и технические; математические, гуманитарные и социальные; философские.

В естественных и технических наук принадлежат прежде всего механика и прикладная механика, астрономия и космонавтика, астрофизика, физика и техническая физика, физическая химия и химическая физика, химия и химико-технологические науки, геология и горное дело, география, биология, биофизика, биохимия и сельскохозяйственные науки, антропология, физиология человека, медицинские науки и др.

Математические науки наиболее ярко представляют: математическая логика, практическая математика, в том числе и кибернетика, математическая статистика, алгебра, геометрия, математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисление.

К гуманитарных и социальных наук следует отнести, прежде всего, историю, археологию, этнографию, экономические науки, социологию, языкознание, психология, правоведение, педагогические науки, культурологию и много других.

Из-между философских наук следует назвать прежде всего диалектику, антидіалектику (прежде всего метафизику), философскую антропологию, онтологию, гносеологію, философию истории, философии науки, феноменологию, этику, эстетику, историю философии и др.

По мере развития научного мировоззрения этот классификационный ряд не будет оставаться постоянным. Он, исходя из практической потребности человека и общества, с необходимостью будет пополняться. Ведь, особенно сейчас, научное мировоззрение приобретает ряда специфических и оригинальных черт. Современное научное мировоззрение - это прежде всего сложный процесс духовного производства. Научное творчество очень разветвленная. Она глубоко связана с преемственностью и традиционностью. В то же время современный научный поиск глубоко новаторским явлением. Современная научная истина появляется как результат упорного труда, пульсации мысли, борьбы различных точек зрения и консолидации творческих усилий многих ученых. Существенным признаком современного уровня научного мировоззрения является проникновение во внутреннюю структуру объекта, восхождение от познания закономерности к раскрытию структуры и системы.

Современная наука - это глубоко интегрированное и в то же время дифференцированное явление. Сегодня наука движется путем специализации. В то же время возник ряд дисциплин, которые изучают так называемые пороговые явления в развитии человека, природы и общества. Мировоззренческая культура современности дает измора науке, с одной стороны, широко использовать передовые методы, технику и технологии, с другой - сама становится творцом их. Современная наука превратилась в непосредственную производительную силу общества. С дочери производства наука стала его матерью.

Характерной чертой современной науки является то, что она идет путем синтеза формальной и содержательной сторон познания. Сейчас наука стоит накануне решения ряда кардинальных проблем современности: экологической проблемы; излечения сердечно-сосудистых заболеваний, рака, Спида; эффективного социального прогноза; определение наиболее оптимальных путей гуманизации человеческой деятельности и др.

Подытоживая проблему особенностей научного мировоззрения, нужно заметить, что наряду с положительными сдвигами в его развитии существует ряд существенных ограничений. Научное мировоззрение "страдает" прежде всего на "бесчувственность". Он пытается унифицировать, стандартизировать видение мира человеком, "забывая", что и является достаточно "хрупкой" и нежной существом. Стремясь к максимальной достоверности и точности, он исключает личностный, то, чем человек занимается. Он "сдвигает" со своего пути субъективизм, вымысел, фантазию. Научное мировоззрение как бы "забывает", что часто превознося истину, доводя ее до ранга Бога, он унижает человеческую способность находить в мире свое, особенное и неповторимое. А его самым слабым местом является то, что он фактически игнорирует неповторимость человеческой индивидуальности.

И в целом научное мировоззрение, бесспорно, является высшим уровнем развития мировоззренческой культуры по сравнению с мифологическим и религиозным мировоззрениями.