Мифология как мировоззрение

МифологияКогда на уровне обычного (обыденного) мировоззрения речь заходит о мифах и мифологию, то прежде всего в воображении возникают древние сказки и легенды, предания и думы, в которых поэтично, наивно и призрачно описываются создания человека и мира и деяния богов и героев. Тогда многие люди начинают считать, что миф и мифология это одно и то же.

Однако на самом деле это не так.

Миф (в переводе с древнегреческого - сказание, легенда) - это аллегорическая рассказ о особый характер деятельности богов, героев и других фантастических существ, которые заняли важное место в природе и существенно влияют на жизнь человека. Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов показывает, что в мифах разных народов мира за чрезвычайной многообразии их ряд основных тем и мотивов повторяются. Вполне вероятно, щонайдавнішими мифами есть мифы о животных. Наиболее элементарные из них есть только наивным объяснением некоторых признаков животных. Глубоко архаические мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифические представления о том, что люди некогда были животными. Мифы о превращению людей в животных и растения известны, пожалуй, всем народам земного шара. Широко известные древнегреческие мифы о гиацинт, нарцисс, кипарис, лавровое дерево (девушка-нимфа Дафна), о паука (Она) и др.

Существуют очень древние мифы о происхождении Солнца, Луны, звезд (солярные, месячные, астральные мифы). В одних мифах они нередко изображены людьми, которые некогда вроде бы жили на Земле и по какой причине вознеслись на небо, а в других - создание Солнца приписывается какой-нибудь фантастической существу.

Центральной группой являются мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонічні мифы). В таких мифах ведущими есть две идеи - идея создания и идея развития. За одними мифами, мир создан какой-нибудь сверхъестественной существом - Богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п., по другим - мир постепенно развивался из некоего первоначального неоформленного состояния хаоса, мрака или воды, яйца и др. Как правило, в космогонические мифы вплетаются и теогонічні сюжеты - мифы о происхождении богов, и антропогонічні мифы - о происхождении человека. Достаточно распространенными являются мифы о чудодейственных рождения, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифы о загробной жизни, судьбе. В космогонических мифов приближаются также эсхатологические мифы - рассказы-пророчества о "конце света" (развитые эсхатологические мифы известны в древних майя, ацтеков, в христианстве, в исламе и, конечно, в древних предков современных украинцев).

Чрезвычайно важное место занимают мифы о происхождении и внедрения тех или иных культурных благ: добывания огня, изобретение земледелия, ремесел, а также установления между людьми определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Внедрение их, как правило, приписывается культурным героям. К мифов о культурных героев приближаются "близнецу" мифы (в них образ культурного героя вроде бы раздваивается - это два братья-близнецы, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой, один делает все хорошо, учит людей полезного, другой лишь делает вред и балуется).

В развитых аграрных народов существенную роль играют календарные мифы, которые символически отражают природные циклы. Аграрный миф о умирающего и воскресающего Бога очень распространен на Древнем Востоке, хотя наиболее ранняя форма этого мифа зародилась еще на базе первоначального охотничьего хозяйства. Так возникли мифы о Озириса (Древний Египетского), Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Фракия, Греция) и др.

Ранние мифы в основном были короткими, примитивными по содержанию, не имели захватывающей фабулы. В более поздний период развития человечества возникают более сложные мифы, а разные по происхождению и по мотивам мифические образы переплетаются. Мифы превращаются в развернуты рассказы, связываются друг с другом, образуя целые циклы.

И в XX в. существуют мифы, мифотворчество. В этих мифах превозносится, идеализируется фигура выдающегося политика, деятеля науки, искусства, религии и др.

Таким образом, сравнивая мифы разных народов, видим, что, во-первых, достаточно подобные мифы часто существуют у разных народов мира и, во-вторых, уже само круг тем, сюжетов, которые охватываются мифами, - вопрос о происхождении мира, человека, культурных благ, социальных отношений, тайны рождения и смерти и др. - касается самого широкого, буквально "глобального" круг основных вопросов мироздания. Мифы начинают выступать не как отдельные сюжеты, а как система. Мифы превращаются в мифологию. Путь от мифа к мифологии - мифотворчество как основной способ понимания мира.

Мифология является наиболее ранней, присущей любом обществу (прежде всего первоначальном), формой мировоззрения, понимания человеком мира и себя самой. Мифология - это первоначальная форма духовной культуры человечества. Ведь то или иное конкретное осознание какого-либо явления природы или общества сначала зависело (зависит и сегодня) от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, за которого жили (живут и сегодня) народы - носители данной мифологии.

Итак, мифология - это исторический тип мировоззрения, в котором созидания человеком целостной картины мира основывается на абсолютизации, роли, значения природного относительно человеческого. Мифология - фантастическое представление о природе и социальную действительность вокруг человека, которое основывается на признании органического единства человека и мира.

Мифологическое мировоззрение есть там и тогда, когда, во-первых, человек еще не выделяет себя из окружающей среды - природного и социального; во-вторых, существуют элементы логической неделимости мышления, которое еще не способно четко отделить от эмоциональной сферы жизни человека. Следствием этого является наивное очеловечивания окружающей природной среды, общая персонификация в мифах и широкое "метафорическое" сравнение природных и социальных объектов.

В мифологии не разграничивается естественный и сверхъестественный мир, она равнодушна к противоречий, имеет невысокий уровень абстракции, ей присущи чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность. Эти и другие особенности мифологии превращают ее в весьма своеобразную символическую (знаковый) систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Мифология органически связана с религией, наукой и философией.

Религия "обязана" мифологическом мировоззрения прежде всего тем, что именно в лоне мифологии зарождается идея Бога и мнение о характере противопоставление естественного и сверхъестественного. Более того, мифология производит идею священності. Это видно хотя бы из того, что рассказы о первопредков, о мифические времена первотворения является духовной сокровищницей человека и общества. Мифология является своеобразным разъяснением религиозных обрядов, ритуалов. Ведь исполнитель обряда воспроизводит через отдельных действующих лиц изложены в мифах события. Мифология выполняет роль драматического религиозного действа.

Мифология существенно повлияла на научное мировоззрение. Именно от мифологии научное мировоззрение принимает мысль о неразрывном единстве человека и природы. Но если мифология лишь констатирует факт этого единства, фактически не объясняя ничего, то наука берет на себя ответственность за раскрытие закономерностей единства "человек - мир". Мифологический герой, легендарный образ превращается в научном мировоззрении на истину, Мифология, в частности, порождает натурфілософію.

"Значительную роль сыграла мифология в возникновении и развитии философии. Именно в мифологическом мировоззрении появляются зачатки видение суб'єктно-объектных отношений, разделения действительности на предмет и знак, дело и слово, существо и ее образ, предмет и ее свойства, единичное и общее и др. И наконец, пожалуй, именно мифология воспитала философскую любовь к мудрости, ибо именно мифологическое мировоззрение был первым приобретением в осмыслении фактов внешнего мира.

Мифология оказала существенное влияние на формирование героического эпоса прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ стал, пожалуй, исходным материалом, из которого были созданы модели эпических героев.

Благодаря сказке и героическому эпосу с мифологией генетически связана и литература, в частности жанр рассказа. В соответствии драма и частично лирика воспринимали сначала элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднования, религиозную мистерию.

Ознакомление с мифологией дает возможность сделать следующие выводы.

Мифология как исторический тип мировоззрения сопровождает все периоды существования земной цивилизации, известные человеку. Мифологическая мировоззренческая культура оказалась одновременно и через ряд сильных, мощных сторон, и через ряд слабых.

Сила, положительно-прогрессивная роль мифологии заключается прежде всего в том, что это мировоззрение всегда ориентирует человека на мечту. Без мечты человек никогда ни во что не сможет поверить и навсегда потеряет надежду. Без мечтаний невозможно никого и ничего полюбить. В мифологии зарождается видение извечного стремления человека к свободе и счастью. Признавая факт извечной единства человека и природы, мифология подчеркивает потребность человека в самостоятельной мысли и действия. А это и есть первый шаг к свободе. Признавая факт совершенства природы и неразрывного единства человека и природы, мифология стремится возвеличить гармоничность отношения человека и мира как образец счастья.

Слабости мифологического мировоззрения - это прежде всего слепое поклонение силе природы, декларирование пассивного характера отношение человека к миру. Итак, мифологическое мировоззрение был, есть и остается достоянием мировоззренческой культуры человека, потому что, потеряв его, человек потеряет главного героя, героя, которого она выбрала сама и которым она сама.