Историчность мировоззрения

МирМоральный и культурный аспекты формирования и развития мировоззрения показывают, что отношение "человек - мир" в своем проявлении имеет конкретный, всеобъемлющий, пространственно-временной характер существования. А это прежде всего определяется понятием "историчность мировоззрения".

Понять сущность и природу этого понятия дает возможность видение человеком таких явлений, как история и историчность. В общем смысле история - это объективный характер существования отношение "человек - мир" в прошлом; это системно организованная отражение прошлого человеком, человечеством; это субъективный образ прошлого, украшенный толкованием разнообразие событий и фактов; это настоящее, которое в мгновение становится прошлым, оставляя свой след в мире и памяти человека. Поэтому об истории следует говорить, с одной стороны, как о любой процесс развития, с другой - как о науке, которая изучает прошлое в измерении современности. Но главным здесь является мировоззренческий подход к пониманию истории. В конце концов, история существует для того, чтобы учить человека, но не через субъективно очерченные научные взгляды того или другого историка, а прежде всего через видение самим человеком в прошлом "упущенных возможностей", видение того, что ориентирует на перспективу и в то же время того, что является регрессивным. История дает возможность человеку упущенные возможности предыдущей деятельности измерить относительно настоящего, а соответственно этому - наметить перспективу развития в будущем.

Итак, история - это достаточно сложный и противоречивый, объективно существующий и мнением человека очерченный путь развития отношение "человек-мир". Это путь покорения природы інтелектові и свободы человека, это и преобразования самого человека и общества - от первобытного человека и коллективов к человеческого общества высокого цивилизованного уровня.

История развития человека и мира показывает, что сложность и противоречивость существования отношения между ними во многом зависит от мировоззренческой культуры, которая также имеет историческое измерение. Понятием "историчность мировоззрения" охватывается процесс классификации отношение "человек - мир" в соответствии с абстрактных теоретических моделей (типов), в которых фиксируются важнейшие структурные особенности этого отношения.

Это означает, что история мировоззрения неотделима как от самого человека, так и от мира, а следовательно, и от соотношения их. Человек, каждая по-своему, создает картину мира. В системно-организованной, логическом и теоретическом обосновании, а также историей очерченной общественной форме мировоззрение предстает как "исторический тип".

Как правило, выделяют такие исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, научный и философский. Большинство исследователей мировоззренческой культуры считают, что поданная типизация не является наиболее совершенной. Однако все исследователи этого уникального явления подтверждают высокую эффективность этой типизации, особенно для раскрытия природы и сущности мировоззренческого выбора человека. Определение исторического мировоззрения через мифологию, религию, науку и философию дает возможность увидеть достаточно важные (для человека) моменты.

Во-первых, это уровень обобщения знания о мире. Преобъявлений соотношение между обыденным и теоретическим отражен ням действительности.

Во-вторых, это измерение активности субъекта мировоззрения.

В-третьих, это его практическая значимость.

По-четвертых, это подчеркивание того момента возникновения каждого из типов мировоззрения имеет свое место и время.

И самое главное, по-пятое, каждый из типов мировоззрения сопровождает всю историю человечества, пульсируя, оказываясь, то вспыхивая, то пригасаючи. Это выявление показывает, что ни один из типов мировоззрения отдельно, изолированно друг от друга, не существует. Они естественно "переплетены", взаимопроникающие, взаємовизначені. Это означает, что в мифологическом мировоззрении всегда есть элементы религиозности, научности и философичности. А в религиозном - элементы міфологічності, научности и философичности. Научное мировоззрение невозможен без элементов мифологического, религиозного и философского подходов. А философское мировоззрение проникнутый элементами міфологічності, религиозности и научности.