Понятие мировоззрения

МировоззрениеЧасто под мировоззрением понимают совокупность взглядов, представлений, знаний, понятий о мире, в котором живет человек, а также о самом человеке как частичку этого мира.

При этом различают мировоззрение в широком понимании этого слова и в узком. Мировоззрение в широком смысле - совокупность всех взглядов на мир: природоведческих, обществоведческих, этических, эстетических, религиозных, мифологических, философских и др. А мировоззрение в узком понимании - это собственно философское мировоззрение. Однако история человечества на Земле показывает, что мировоззрение в широком понимании - это далеко не простая совокупность всех взглядов на мир, а в узком смысле его содержание не исчерпывается самой философией.

Под мировоззрением следует понимать результат духовного постижения человеком, человечеством мира. Объект мировоззрения - мир как целостность. А предмет мировоззрения - отношение "человек - мир". То есть центром внимания мировоззрения является вопрос о соотношении активной, целенаправленной, разумной части мира (человека) с миром - как объективно существующей целостностью (противоположностью человека). Соотношение "мы" (люди) и "он" (мир) можно рассматривать как сущность мировоззрения. Мировоззрение в сущностном понимании - это совокупность образов и представлений или система понятий и категорий, которая подчинена процессу определения места человека, людей в мире, их исторического происхождения и назначения.

А исходя из природы человека, мировоззрение является системой обобщенных чувств, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям. В то же время мировоззрение - это система основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества.

Следовательно, наличие мировоззрения является проявлением системности духовности человека, общества и одновременно показателем зрелости не только личности, но и социальных групп, тех или иных политических сил. Мировоззрение - это разноуровневое духовное образование, в котором органично сочетаются житейское видение мира, усмотрению и пересуды, а также научные, художественные и политические взгляды и т. д. Развитие мировоззрения происходит путем изменения форм практического освоения человеком мира и ее теоретического самоосознания.

Поэтому мировоззрение - наивысшая форма самосознания человека, логично упорядоченная система мироощущения, мировосприятия и миропонимания. Основой этой упорядоченной системы есть определенный категориальный аппарат и логические выстраивания доводок и обоснований, духовно-практического освоения мира. В мировоззренческой культуре мировые наличного бытия противопоставляется мир цели, мир идеалов, целей и чаяний, а также представления, чувства, идеи, знания, верования и убеждения, опосредованные опытом личности и которые являются основой формирования ее жизненной позиции.

Образно выражаясь, мировоззрение - это целостная картина мира, в которой главный сюжет - отношение "человек - мир", а главное действующее лицо - человек.

Как и любое явление, мировоззрение имеет определенную структуру. Напомним, что структура - это внутреннее строение чего-нибудь, способ закономерной связи предметов и явлений природы и общества, мышления и познания, совокупность существенных связей между отдельными частями целого, что обеспечивает его единство.

Говоря о структуре мировоззрения, нужно заметить, что она достаточно разнообразна, имеет много аспектов своего существования.

В частности, если рассматривать мировоззрение с точки зрения изменения его содержания в процессе практического освоения мира и его теоретического осознания, то основными структурными элементами являются: взгляды, представления, знания, оценка знаний, убеждения, вера и идеалы.

Действительно, практическое человеческое мироустройства начинается с выбора человеком своего места в мире, ориентации в нем. Другими словами, чтобы увидеть мир во всей его целостности, человек должен бросить взгляд на те или иные вещи, предметы, явления, которые этот мир представляют. Поэтому и следует рассматривать взгляды как одну из главнейших элементарных составляющих мировоззрения.

В свете современной мировоззренческой культуры взгляды - это выборочное отражения сознанием человека действительности, которое соответствует определенным потребностям и интересам. Такое понятийное определение взглядов ко многому обязывает. В частности, указывается, что взгляды бывают случайные, стихийные - обусловлены преимуществом подсознательного в жизни и деятельности человека. В то же время взгляды тяготеют к поиску закономерного, сознательно определенного. При этом следует подчеркнуть, что ничьих взглядов не бывает. Поэтому вполне реальным является существование индивидуальных, личных, семейных, коллективных, социально-групповых, национальных, общественных и иных взглядов. Кроме этого, взгляды имеют социальную определенность, поэтому мы говорим о разнообразии их существования, например, экономические, политические, правовые, религиозные, научные, философские взгляды и т.д.

Следующими по-между структурных элементов мировоззрения является представление.

Представление - это сохранен и воспроизводимый в сознании человека образ ранее воспринятого в мире, а также создания желаемого и ожидаемого результата. Как структурный элемент мировоззрения представление, выбранное взглядами человека, пытаются усовершенствовать, приблизить в конечном итоге к цели. Основой представлений является актуализация прошлого опыта предыдущих представлений и ощущений.

Но самой мощной и самой важной составляющей представления является то, что в нем различается память и воображение. Это означает, что именно через представление человек получает способность увидеть наивысшую ценность прошлого в жизни человека и человечества - то, что было ими утрачено; то, что не удалось реализовать на ветке прогрессивного развития. Поэтому представление - это своеобразное конструирования мировоззренческих ориентиров, связано с прошлой, настоящей и будущей деятельностью человека.

Определенная степень неопределенности представление относительно конкретного направления деятельности человека оказывает этом срочные еще и значение неполного, приблизительного, предварительного знания. Поэтому вполне логичным является то, что следующим структурным элементом мировоззрения возникают знания и оценка знаний.

Действительно, всякое познание, его разнообразные типы и виды, творят знания, формируя мировоззренческий каркас. Итак, основа мировоззрения, один из его основных структурных элементов - знания, потому что именно они являются его информационным подспорьем. Именно в этом смысле знания высвечивается как созданный человеком, системно-обобщенный образ действительности. Однако знания далеко не исчерпывают содержания мировоззрения. Для того чтобы знания приобрели мировоззренческого содержания, они должны быть подвергнуты нашей оценке, освещенные нашим к ним отношением. Человек все оценивает с точки зрения своих собственных интересов, интересов определенных социальных групп, общества в целом. А это означает, что к структуры мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть мировоззрения присуща не только информационная, но и ценностная (аксіологічна) насыщенность.

Оценка знаний выводит мировоззрение на качественно новый уровень. Мировоззрение через оценку знаний начинает проявлять значимость тех или иных явлений относительно прошлого, настоящего и будущего в жизни человека.

Однако знания приобретают способности высокого уровня значимости в первую очередь тогда, когда начинают работать, а это происходит в процессе преобразования их по убеждению. Убеждение - это постоянный компонент мировоззрения, призма, через которую в определенном ракурсе просматривается действительность. Убеждение - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, стихийная психологическая установка. Итак, в наиболее общем плане убеждение - это невозмутимая уверенность в правильности идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, словно овладев человеком, подчиняют себе ее чувства, разум, волю, совесть и поступки. Убеждение предусматривают не только понимание, но и безоговорочное принятие определенной реальности, взглядов и идей, которые завладели мнением и чувствами человека и к которым приковано все ее внимание.

Поэтому убеждения органически связаны с таким структурным элементом мировоззрения, как вера, верования. Вера - это отношение человека к определенному знания, суждений, представлений, идей как к такой истины, которой не нужна проверка познавательной деятельностью. В третьем разделе, рассматривая веру как одно из проявлений духовности, мы подчеркивали, что это внутренне присущ человеку поезд до определенного идеала. Здесь мы прежде всего подчеркиваем, что вера дает человеку уверенность в необходимости именно этого, а не другого мировоззренческого выбора. Вера дает человеку вдохновение относительно преобразования убеждений на идеалы. Поэтому вера, в какой бы форме она не выступала (вера в Бога, вера в светлое будущее, вера в отца, мать, вера в самого себя, в свои собственные силы и т.п.), всегда показывает, что убеждение - это идеи, воплощенные в действие, и в то же время действие, освещенная идеей. Именно поэтому убеждения нужно рассматривать наряду с верой, потому что этот союз наиболее ярко демонстрирует так нужен сегодня мировоззрение сильной, социально активной личности.

Наряду со знаниями, ценностными ориентациями, верой и убеждениями важным структурным элементом мировоззрения есть идеалы. Они напоминают собой огоньки, которые постоянно притягивают человека к себе, согревая ее теплом веры, любви, надежды, заполоняючи ее сердце извечной мечтой о счастье. Идеалы - это то, к чему стремятся все мысли, чувства и действия человека.

Поэтому мировоззрение, в структуру которого входят идеалы, невозможно определить как простое отражение действительности. Наличие в мировоззрении идеалов характеризует его как опережающее отражение, как силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует человека на изменение этой действительности. Следовательно, сами по себе идеалы еще не формируют целостного и действенного мировоззрения, если они не связаны с процессом социальных отношений. Мировоззрение формируется под влиянием социальных условий, воспитания и образования. В течение всего процесса формирования мировоззрения он не остается безвідносним к идеалам.

Структура мировоззрения с необходимостью высвечивает также мере приближения человека к миру при создании основных уровней его системно-обобщенного образа. В этом смысле, как правило, выделяют следующие структурные элементы мировоззрения, как обыденный (или его еще называют обычным) и теоретический мировоззрение.