Культура личности

ЛичностьКультура личности - еще один существенный аспект понимания культуры. Этим понятием часто обозначают уровень воспитанности и образованности человека, уровень овладения той или иной сферой знания или деятельности. В данном случае понятие культуры фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношение к другим людям, к деятельности. О культурного человека в сфере производства говорят как о ответственного, подготовленного и дисциплинированного специалиста, в бытовой сфере - как хорошего семьянина и хозяина, в сфере науки - как о талантливом ученом, в искусстве - как о одаренного художника, музыканта, композитора, поэта и т.д.



Культура личности как целостное образование определяется глубиной, широтой и степени освоения и усвоения им общечеловеческих достижений материальной и духовной культуры, превращением их на свой внутренний духовный мир и умением применять в процессе жизнедеятельности и общения с другими людьми.

Личность и творением культуры, и ее создателем. Осваивая мир культуры, человек творит себя как личность и становится способной обогащать этот мир культуры. Через освоение культуры формируются духовный мир человека и его основные сущностные силы: воля, чувства, разум, вера, духовные ориентации и мировоззрение.

XX в. показал, что подавляющее большинство выдающихся мыслителей подчеркивает, что духовность и сущностные силы человека невозможно непосредственно вывести только из практики, тем более с трудовой деятельности человека. Они утверждают, что сущностные силы человека формируются в результате как освоение всей культуры, так и развития разнообразных форм и способов человеческой деятельности.

Первым и самым важным в этом отношении является усвоение языка, поскольку культура дается человеку в языке и через язык, а следовательно, именно овладение языком и является необходимой предпосылкой формирования сущностных сил личности (это подробно рассмотрено в предыдущем параграфе). Важным элементом сутнісннх сил человека и воля. Человек исторически формировалась как человек в той мере, в какой она через трудовую деятельность училась преодолевать свои инстинкты, подчиняя свою деятельность общественным установкам и нормам. Воля воспитывается в труде и в то же время является ее необходимой предпосылкой, ибо труд предполагает, с одной стороны, создание и использование орудий труда, а с другой - наличие цели деятельности (об этом шла речь в третьем разделе учебника).

Однако мы напомним, что сила воли - это сила человеческого духа, что определяет степень ее свободы. Например, слово "воля" в русском языке имеет два значения: воля как способность, как "сила воли" и воля как вольность, свобода. Украинский язык, совместив в одном слове эти значения, отбила глубокая связь между волей как силой воли и свободой как свободой. Человек без силы воли является рабом капризной игры своих желаний, ее творческие способности обречены на угасание, деградацию.

Чтобы стать творцом, человек при любых социальных условий должен пройти школу труда, овладеть мастерством, усвоить исторически выработаны стандарты человеческой деятельности. Формирование воли невозможно без самопринуждения, без дисциплины труда, без способности действовать "через не хочу".

Но волю нельзя рассматривать изолированно от других сущностных сил человека, ибо сама по себе она может быть и хорошим, и злой волей. Она будет служить идеалам человечности или силам зла - зависит от совершенствования человеческих чувств, от их содержания, направленности, ценностной ориентации, поскольку в первую очередь на них основывается духовную жизнь человека.

Сфера человеческих чувств очень многогранна - это чувство моральные, религиозные, общественные, эстетические, патриотические, семейные и др. Она имеет важное значение для развития творческих способностей личности, поскольку на основе чувств формируется способность воспринимать мнимое как действительное, идеал как жизнь, прошлое и будущее как настоящее, настоящее. А также выбирать и формировать, создавать эти идеалы и ценности. Первым шагом к формированию этих способностей является детские игры как исторически выработана форма привлечения детей к деятельности взрослых, к ее моральнісних отношений в воображении. Будь-яка игра является первоначальной почти для всех сфер культурной деятельности. Игра есть прежде всего и главным образом свободной деятельностью. Она возникает на основе духовных возможностей человека, реализует их, развивает, подносит к высших сягань человеческого духа. Игра формирует способность в воображении ставить себя в моральнісні отношения, вживаться в образы и способы деятельности других людей, усваивать лучшие общечеловеческие моральные качества: сострадание, любовь, человечность.

Эти же культуротворні и воспитательные функции, формирующие человеческих дух, в историческом плане выполняет миф, а в индивидуальном - сказка, в которой моральные категории добра и зла, справедливости и несправедливости воспроизведены в системе сказочных образов. Сказка - это не просто развлечение, а исторически выработана форма воспитания нравственных чувств. Если ребенок не научится заниматься горем в случае победы зла и радоваться по поводу торжества добра, у нее не сформируется совесть, человечность. Сказки формируют сказочный мир детства, где мнимое, созданное фантазией и выраженное символической сказочной языке, усваивается и переживается как действительное, где борьба сил добра и зла, правды и неправды, любви и ненависти воспринимается "несправдешньо". Сказка формирует начала нравственности, то, что зовется совестью, совестью.

Важную роль в формировании духовности в целом и чувств в частности играет художественная культура, в процессе овладения которой, начиная с колыбельных песен и сказок и заканчивая высшими достижениями поэзии, музыки, живописи, человек дальше развивает творческое воображение, моральные качества, способность жить духовной жизнью. Через усвоение художественной культуры личность входит в мир других людей, живет их жизнью, переживает молодость и старость, прошлое и будущее, включает в свой духовный мир жизни всего человечества, становится эмоционально богатой, способной глубоко, сильно и тонко чувствовать и переживать. Важную роль в формировании и развитии внутренней культуры личности наряду с художественной культурой играют также научно-гуманитарные, в частности исторические знания. Они способствуют становлению и развитию патриотических и национальных чувств, исторического и национального сознания и самосознания личности. Как важный культурный средство их формирования исторические знания, начиная от легенд и дум и заканчивая исторической наукой, помогают человеку осознать свою причастность к своему народу, к своей нации, к человечеству в целом.

Еще одной важной сущностной силой личности есть разум, который формируется на основе интеллекта, но не сводится только к нему. Ум - это не просто интеллект или мышления, а интеллект, направляемой чувствами, волей, мировоззренческими принципами и убеждениями человека, ее ценностными установками и ориентациями.

Умный человек - это не просто человек, который много знает и умеет логически мыслить. Разум по своему содержанию и значению, применением подобный к мудрости. В уме концентрируется весь познавательный и практически-культурный опыт человека. В связи с этим различают разум и рассудок.

Формирование розсудкового мышления является первым и необходимым этапом развития человеческого интеллекта и ума. Каждая личность, чтобы стать творцом, должен сначала усвоить те "стандарты мышления", которые исторически выработало человечество. Ум - это способность, которая формируется на основе всей культуры, прежде всего мировоззрения.

Рядом с соответствующими мировоззренческими знаниями, принципами, установками, идеалами культура личности основывается на ряде духовных феноменов, которые входят до всех исторических форм культуры. Это прежде всего вера и связанные с ним формы восприятия будущего: мечта, надежда, надежда и т.д. Это и широкий спектр человеческих предпочтений, предметов духовных чувств, значительная часть которых имеет атрибут святости, как например, Родина, родной край, нация, Бог. Предметы духовных чувств выражаются преимущественно в символической форме. Символическая форма духовных чувств требует и символической формы освоения и почитание этих предметов, которая воплощается в ритуале, обряде, торжественных символических действиях, поклоніннях и принуждении. В такие способы формируются и удовлетворяются высшие духовные чувства людей. Без этих чувств человеческая душа мертва, человек становится буздуховной, а следовательно, бескультурным, у нее, как говорят, "нет ничего святого за душой". В соответствующей символике выражаются также предметы национальных чувств - национальные святыни.

Следовательно, культура личности - это ценностные достояние человека, созданные в процессе ее социализации. Напомним (потому что об этом говорилось в шестом разделе), что социализация - это деятельность человека и ее результаты в системе создания общественных отношений.

Культуротворчий цивилизованный процесс всегда имеет целенаправленный характер. Наиболее полно сущность этого процесса отражает соотношение: культура - гуманизм - прогресс.