Прогресс и периодизация общественного развития

Прогресс обществаПервую теоретически обоснованную концепцию социального прогресса выдвинул французский философ-просветитель, экономист Анн-Робер-Жан Тюрго (1727-1781), который и сформулировал тезис о прогрессе как общий закон истории. Он подчеркивал, что масса человеческого рода всегда находится в состоянии развития, хотя и медленно, все совершенствуется. Основой прогресса, по его мнению, как и общественной жизни в целом, является человеческий разум. Он имеет удивительные возможности - совершает в истории значимые акты и становится более действенным и активнее в последующие эпохи. А. Тюрго выразил чрезвычайно конструктивную на то время мнение о три стадии культурного прогресса человечества: религиозную, спекулятивную и научную. Идею прогресса как прогресса разума и науки развивал также французский мыслитель Жан Кондорсе (1743-1794). 

Наиболее обстоятельный и всестороннее развитие концепция прогресса нашла во взглядах на историю общества Г. Гегеля. Он рассматривал историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха является уникальным и в то же время необходимым ступенью в общеисторическому развития человечества. В пределах целостного социально-исторического процесса происходит всемирное восхождение к свободы, где в каждой исторической эпохи есть своя мера осознания и реализации свободы. Степень осознания и реализации свободы определяется уровнем развития культуры как царства Духа, как результата формотворень человеческого духа в его общеисторических, "цивилизационных" измерениях. Гегель дает диалектическое толкования проблем прогресса, рассматривая историю и со стороны накопления жестокости, и со стороны людинотворчого взлета культуры.

Подобные же взгляды на развитие человеческой истории как на поступательное прогрессивное движение к прыжку из царства необходимости в царство свободы отстаивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Однако механизм этого движения у них существенно отличный от гегелевского. История человечества предстает в них прежде всего историей общественно-экономических формаций. Носителем прогресса всегда является передовой класс, который выступает против консервативных общественных отношений, которые тормозят развитие общества. Проблема же регресса в марксизме оказалась практически не раскрытой. В основном речь шла об общественно-экономические формации как ступени прогресса. Теория прогресса "замкнулась на самообеспечении".

Идею прогресса человечества от ее возникновения почти все мыслители связывали с развитием той или иной сферы культуры, однако лишь в XX в. пришли к выводу, что без гармоничного развития всех сфер культуры в их целостности невозможен не только прогресс в развитии человечества, его усовершенствование, но и достойное существования человечества в целом. Современные мыслители выстраивают концепции прогресса, исходя из признания системы факторов: эффективности производства, уровня потребления, организации социального управления, состояния сферы быта, развития науки и культуры, образования и воспитания, правовой защиты человека, ее общего состояния и самочувствия в социальной системе. В мировой общественной мысли существовали и существуют и так называемые антипрогресистські концепции, среди которых обозначились три относительно самостоятельные тенденции отрицание прогресса.

Первая исходит из утверждения о том, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и творит собственную уникальную культуру, которые не подлежат сравнению с другими и не могут измеряться системой категорий прогресса. Нельзя говорить о более прогрессивные или менее прогрессивные, более высокие или менее высокие культуры. Наиболее последовательно эту точку зрения обосновывает французский культуролог Клод Леви-Стросс (род. 1908).

Вторая линия отрицание прогресса основывается на положениях о противоречивости развития истории, где в основном регресс доминирует над прогрессом и нейтрализует его. В общественном мнении XX в. придерживались этой линии и обосновывали ее такие мыслители, как Бертран Рассел (1872-1970) и другие.

Третью линию можно рассматривать как частичное отрицание прогресса, что основывается на отрицании прогресса в целом и признании его относительно отдельных сфер жизнедеятельности или в отношении определенных исторических периодов развития общества. В основе этого подхода - концепция кругооборота локальных цивилизаций А.Дж. Тойнби.

Современная мировоззренческая культура ставит вопрос о радикальное переосмысление как классических теорий прогресса, так и концепций его возражения.

С вопросом общественного прогресса связана проблема периодизации общественного развития. Так, Же. Кондорсе разделял всю историю человечества на десять самостоятельных эпох - этапов человеческого разума, что воплощает свои результаты и достижения в различных предметах производства и способах организации жизнедеятельности. Каждую из эпох он рассматривал как более прогрессивную за предыдущую. На первом этапе, отмечал ЖЕ. Кондорсе, люди объединяются в племена для сосредоточения своих сил в борьбе с природой. Далее, благодаря интеллектуальному прогрессу, происходит переход к скотоводству и земледелию и возникает письменность. Как своеобразные эпохи он выделяет следующие: прогресс человеческого разума в Греции; развитие наук до времен средневековья; культурный подъем эпохи крестовых походов; возрождение наук на Западе до изобретения книгопечатания; от книгопечатания - к секуляризации науки, освобождение ее от ira авторитетов; от Декарта - к образованию Французской республики. Десятую эпоху ЖЕ. Кондорсе оставляет открытой для прогресса человеческого разума и в то же время формулирует те проблемы, над которыми он должен "отработать" для обеспечения дальнейшего прогрессивного развития человечества. Первая и главная проблема - это уничтожение неравенства между нациями, вторая - достижение равенства в пределах одной и той же нации и, наконец, последняя - действительное усовершенствования человека.

Г. Гегель, в концепции которого масштабу измерения всемирной истории и меры ее прогресса, как уже отмечалось, было осознание свободы, выделял в развитии общества три стадии прогресса. Первая - это "восточные деспотии", где свободу имеет лишь один - царь, король, монарх. Вторая стадия - это греко-римский мир, где прогресс в осознании свободы коснулся целого социального слоя - граждан полиса. Третья и последняя стадия - это германский мир, где развитие самосознания свободы достигает своего апогея и означает свободу всех граждан общества.

В марксизме периодизация истории общественного развития проводится через категорию общественно-экономической формации. Как известно, К. Маркс выделил следующие основные периоды общественной истории:

а) деформационный (его представляет первобытнообщинный строй);

б) формаційний (рабовладельческий, феодальный и буржуазный строй);

в) післяформаційний (коммунистический строй)

Английский мыслитель А.Дж. Тойнби (1889-1975) періодизує историю человечества по принципу закономерного возникновения, расцвета и гибели локальных цивилизаций. При этом цивилизацию он рассматривает как определенную религиозную и культурную сущность. XX века А.Дж. Тойнби обозначает существованием пяти цивилизаций: китайской, индийской, православной, исламской и западной.

В концепциях, которые признают производственную деятельность человека осью истории, критерием для выделения этапов общественного развития считается отличие в технико-технологических способах производства. Так, в технократических теориях XX ст. (О. Тофлер, Г. Арон, 3. Бжезинский и др.) критерием прогресса является технология. Классической в этом плане является модель эволюционной последовательности от традиционного общества, то есть первобытнообщинного и аграрного, через промышленно-индустриальную стадию к современного общества, интерпретация технологического и социального содержания которого в современных западных исследователей неодинакова. Одни ученые называют его "постиндустриальным", вторые "информационным", "кибернетическим", третьи - "обществом управленцев" и др.

Важным вопросом при решении проблемы прогресса и периодизации общественного развития является вопрос о критерии общественного прогресса. Какое общество можно считать более прогрессивным по сравнению с другим? Существуют ли объективные критерии для такого сравнения?

На необходимости объективного критерия общественного прогресса подчеркивает марксизм, принимая за такой критерий уровень развития производительных сил и производственных отношений.

Современная общественная мысль не отрицает эвристических возможностей объективного критерия общественного развития, обоснованного марксизмом, но не признает его единственным и решающим. Сегодня социальные системы сравниваются по таким критериям, как уровень потребления материальных и духовных благ, качество продукции, уровень развития социальной инфраструктуры, характер функционирования информационных систем, занятости населения и возможность оперативной переквалификации, уровень развития культуры, образования, науки, воспитания, взятые в системной единства. Об уровне развития (мере прогресса) той или иной общественной системы можно говорить и с точки зрения ее неоспоримого взноса в достояние мировой культуры и цивилизации. По мнению подавляющего большинства современных зарубежных и отечественных ученых, универсальным критерием общественного прогресса является общее положение человека в социальной системе, диапазон ее общекультурного развития, уровень материальной, социально-политической и духовной свободы. Более прогрессивной будет считаться та система, которая открывает широкие возможности для удовлетворения человеческих жизненных потребностей, обеспечение такого уровня и структуры создания и потребления общекультурных благ и ценностей, которые наиболее полно соответствуют природе и предназначению человека, создают более благоприятные условия для ее самореализации как личности, раскрытия индивидуальных дарований, реализации полной духовной свободы, психологической удовлетворенности человека своим жизненным статусом и жизнедеятельностью. Следовательно, общественный прогресс - это такое поступательное развитие общества, что способствует увеличению степени свободы человека, расширению возможностей для свободного развития Те индивидуальности, утверждению во взаимоотношениях между людьми и социальными группами гуманизма, социальной справедливости, согласия и демократии.