Особенности исторического развития украинского этноса и нации

Этнос УкраиныКак вы уже знаете из истории, предки украинского народа оставили известные всему миру памятники цивилизации: культуре скифов-земледельцев, скифов-кочевников, трипольскую культуру. Как свидетельствуют археологические данные, уже в IV-VII вв. на территории Поднепровья образовались союзы древнеславянских племен, известные под названием русов. Это название этимологически связано с территорией поселения восточных славян - бассейнами рек Роси, Росавы и др. Украинцам, формированию украинского этноса предшествовали русичи, русы, праславяне, скифы, сарматы и др.

Особенностью формирования украинского этноса является то, что исторические предпосылки становления состоят в четких культурно-географических пределах одной и той же территории. Благодаря этому, несмотря на изменение народов на территории, которая составляла ареал будущего формирования украинского этноса, культурно-историческую подоплеку этого процесса готовилось тысячелетиями. По данным археологии, на этой территории оставался определенный автохтонный антропологический субстрат, который, хотя и не был славянским, однако способствовал прямой трансляции древней индоевропейской культурной традиции. Особенность этногенеза на этой территории заключалась в том, что он характеризовался прямой трансляцией культурных традиций и ценностей в едином геокультурному русле, которое дает возможность непосредственно ввести в этносоздании украинцев тысячелетний опыт других народов. Не случайно украинский язык характеризуется из-между большинстве славянских языков своей приближенностью к индоевропейской языковой группы. Украинский орнамент унаследовал черты орнаментов трипольской культуры, не говоря уже о ее аграрные традиции. В этом контексте естественным является и то, что украинская хата по всем признакам, вплоть до традиций белить глиной стены, достигает скифско-сарматских времен. Украинский народный танец гопак содержит определенный код древней славянской культуры, передает определенную динамику форм и структур движений, необходимых для духовного и физического совершенствования человека. Известно, что слово "гоп", которое входило в индоевропейского языка-основы, является в то же время прасловянсокй формой обозначения пастуха, а сам гопак - сакральным действом, через которое символически передавались движения крыльев птиц - жаворонка, ястреба, голуба. Исследователи отмечают также связь украинского эпоса с песнями пастухов древних цивилизаций Востока, включая инструментарием (флейта, флейта, струнные). Этот глубоко укоренен тысячелетний культурный опыт, накопленный в ареале будущей Украины, трансформировался в эпоху Киевской Руси в етнокреативний фактор украинского народа.

Киевская Русь существовала как отдельная уникальная цивилизация и типологически подобная таких ближайших к ней цивилизаций, как средневековые византийская. Как и каждая цивилизация того времени, она была полиэтнической. Киевская Русь составляла целостную самодостаточную систему экономического, общественно-политического и культурно-религиозной жизни и занимала большую часть территории Восточной Европы. В ее развития выделяют следующие периоды: формирование - VI - VIII вв., рост - IX - X вв., расцвета - X - первая половина XII в., дифференциации - вторая половина XII - первая половина XIII в. и трансформации, когда на ее фоне уже начинают проявляться контуры новых этнокультурных феноменов, - вторая половина XIII - XV ст. Именно в этот период начинается формирование из древнерусской народности - украинской нации. 

Стимулирующими факторами социокультурно-этнической консолидации населения, будущей Украины были три грозные "вызовы" со стороны внешних сил: во-первых, татарской-турецкая агрессия, особенно усилилась в последней четверти XV в. и угрожала самому физическому существованию населения этих земель; во-вторых, польско-шляхетская экспансия в Украине после Люблинской унии 1569 г., в результате которой почти все украинские земли оказались под властью Польши, которая грозила отменой традиционных прав и вольностей населения; в-третьих, церковно-культурная экспансия польско-католического духовенства.

Общей реакцией, "откликом" на эти "вызовы" была етносоціокультурна консолидация этих земель, с военно-политическим центром в Запорожье и религиозно-культурным в Киеве. Запорожская Сечь стала важнейшим центром украинской государственности. Чем знаменательное для становления украинского этноса Запорожская Сечь? Прежде всего распространением демократических традиций, культа "вольностей", свободы, стремлением к социальной справедливости, независимости, единения на демократических принципах. Она была первой казацкой христианской православно-демократической республикой. Демократизм Запорожской Сечи на века опередил Европу - он сформировался задолго до Великой французской революции, которая провозгласила демократические свободы.

Особую роль в расцвете этнического самосознания украинцев сыграло писательство. Первая школа в Киеве, согласно летописям, уже была в 988 г. В XVI ст. Украина отличалась развитием школы и высоким уровнем грамотности. В течение второй половины XVI в. национальных черт начинает приобретать и церковно-культурно-образовательную жизнь (городские братства и их школы, Острожская академия, творчество Ивана Вишенского и его современников-полемистов). Демократизация образования оказывала положительное влияние на развитие ремесел, живописи, обогащала фольклор. Эти общественно-политические и культурно-образовательные процессы определяли первую стадию собственного исторического, национального бытия украинского народа. Эту стадию можно датировать в широких пределах XVI-XVIII вв. и выделить такие этапы: консолидации ядра украинского народа с конца XV до начала XVII в.до времен П. Сагайдачного; национально-государственно-культурного самоутверждения - века между десятыми годы XVII и XVIII вв. Это был период развития и подъема национальной культуры, ее самоорганизации и раскрытие потенциальных возможностей в условиях постоянного обогащения благодаря творческому восприятию западноевропейских воздействий.

Дальнейшее етноісторичний развитие Украины представляет собой целостность и последовательность общественно-национального прогресса от возникновения собственно национальной, в современном понимании, самосознания в части украинской дворянской интеллигенции Левобережья и Слобожанщины на рубеже XVIII - XIX в. до наших дней, утверждения Украины как полноценного, самостоятельного, государственного, этносоциального организма. Если большинства народов Центральной Европы повезло получить национально-государственную самоидентичность после Первой мировой войны (венгры, поляки, чехи) или даже раньше (греки, болгары), то их восточным соседям (украинцам, белорусам, грузинам и др.) в этом не повезло. Украинцы получали свою национально-государственную самовизначеність двумя этапами, в начале и в конце XX в., а в середине этого века впервые образовалась территориально-административное единство украинских этнических земель.

Формирование и развитие украинской нации и ее стремление создать (воспроизвести) собственный етносоціальний организм в первой четверти XX в. обернулись лишь частичным успехом: в начале 20-х годов XX в. большая часть Украины оказалась в пределах одной относительно автономной квазигосударственной административно-политической структуры, к которой в результате Второй мировой войны были присоединены и этнические территории за Днестром и Збручем.

Национально-культурное движение второй половины XX в. имел решить основную проблему - создание полноценного украинского этносоциального организма в пределах собственной государственности, который бы отвечал требованиям и стандартам современного цивилизованного жизни.

Новую эпоху своего национально-культурного развития украинский народ начал созданием национального государства, принятием Декларации о государственном суверенитете (1990) и Акта провозглашения независимости Украины. Декларация о суверенитете провозглашает самоопределение украинской нации, которая развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение.

Настоящее нашей Родины отчетливо показывает, что дальнейшее развитие украинской нации и ее культуры связаны, кроме решения экономических проблем, обеспечения благосостояния народа Украины, с окончательным преодолением наслоений идеологизации, с переориентацией на общечеловеческие культурные достижения и достижения современной мировой цивилизации, с образованием гражданского общества, социально-политической согласия, воплощением в жизнь исторически выработанных рис украинского национального менталитета - личностной свободы, персоналістських ценностей, софійності мира, единения с природой и др.- поскольку развитие национально уникальной и самоценной современной нации и ее самобытной культуры возможны только путем органического гармоничного сочетания достижений современного общечеловеческого процесса со спецификой национального менталитета.