Роль ментальности в жизнедеятельности общества

МентальностьСуществуют различные взгляды относительно того, что такое менталитет. Объединяет все эти взгляды мысль о том, что менталитет - это эволюционно и исторически сложившаяся структура, которая определяет рой чувств, мыслей, поведения, формирует систему ценностей и норм жизни как отдельного человека, так и определенных наций, народов, обществ. 

В зависимости от того, о какой предметную область идет речь, говорят об национальный, народный, возрастной, европейский, американский, азиатский, африканский, средневековый, тоталитарный, монархический, бюрократический, олигархический и менталитет. Он не сводится только к логических конструкций, а рядом с ними органично включает этнические, национальные, культурные, образно-эмоциональные компоненты. Менталитет предполагает определенный уровень усвоения культуры, а также чувство исторической и религиозной принадлежности и дистанции от чего и от кого. Именно поэтому менталитет вырастает как сложное сочетание таких компонентов, как этнос, культура, религия, наука, мораль, искусство и не может быть сведено ни к одному из них, то есть всегда имеет интегративный и целостный характер. Синтез всех этих компонентов обычно осуществляется на уровне подсознания, и, как правило, не осознается человеком.

Учитывая особенности украинского языка, можно сделать такой вывод: менталитет - это объективная реальность, которая существует как характерология того или иного естественно-социального субъекта. 

А если учесть то, что носителем менталитета является тот или иной субъект (отдельный человек, определенная социальная группа, та или иная нация, тот или иной тип общества), появляется потребность в понятии "ментальность". Ментальность - это субъективная форма объективно существующего менталитета. То есть, ментальность - это субъективность менталитета, это не что иное, как менталитет с точки зрения социально-исторической этико-культурного укорененности в бытии.

Ментальность представляет собой сверхособный аспект духовности, некий сплав рациональных ориентаций и нерефлекторных компонентов коллективного бессознательного, определенную парадигму духовности, ее структуросоздающий компонент, который порождается соответствующим культурно-историческим контекстом, опытом жизни многих поколений. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всего среды обитания человека, и сама, в свою очередь, оказывает влияние на их формирование, выступая как порождающее духовность, как источник культурно-исторической динамики, которое трудно определить. 

В зависимости от характера и состава носителя менталитета различают ментальность:

* половую (мужскую и женскую);

* возрастную (детскую, молодежную, старческую и т.п.);

* профессиональную (военных, медиков, педагогов, инженеров, бюрократов и др.);

* национальную (украинский, русский, японский, американскую, индийские и т.п.).

При исследовании национальной ментальности используется понятие "архетип" как некое глубинное структурное образование, в котором сосредоточены определенные характерные черты ментальности, что применяется неосознанно, и в разные исторические эпохи реализуется в образах, которые могут быть отличными за средствами выражения, но структурно образуют определенные прототипы мировосприятия, мышления, поведения, общения и деятельности.

Одним из определяющих архетипов украинской ментальности является архетип "сердца". Для мировоззренчески-ценностной установки украинской культуры характерно преобладание на первом месте не ума, а стержня "сердца" как метафоры интимных глубин души, стержня нравственности. Этот архетип имеет философско-мировоззренческое осмысления в "философии сердца" и раскрывается как принцип индивидуальности и орган ощущения Бога (Памфил Юркевич); как микромир, выражения внутренней человека, основа деятельности (Григорий Сковорода); как путь к идеалу и гармонии с природой (Тарас Шевченко); как источник надежды, предчувствие, провидение (Пантелеймон Кулиш); как ключ к хозяйства "души", ее путешествий в вечность, сферу добра и красоты (Николай Гоголь). В особом христианском понимании "философия сердца" вытекает из идеи построения человеческой морали на "горящем сердце" человека как органе ощущения Бога и противостоит античном (сократівському) пониманию нравственности как функции ума и знания.

Характерными для украинской ментальности является также архетипы антропоцентризма и органической гармонии, мудрости, софийности мира. Софійність мира означает, что мир - это книга, текст Бога, а реальные вещи имеют не только естественный статус, а является одновременно и символами, знаками Божьей премудрости и мудрости жизни. Архетип софийности мира имел особое значение для украинского народа, который формировался в степной зоне. Степь была источником постоянных нападений кочевых племен и поэтому рассматривался русичами как "тьма", "бездна", хаос. Этому хаосу необходимо было противопоставить "умную ойкумену", которой был город как софійне начало, превратить его из пространства кочевья на "вспаханное поле", окрестности городов и сел на хутора, вроде фермы или ранчо, реки - из зоны препятствия набегам кочевников - на транспортные артерии. Слово "край" начинает связываться со словами "страна" и "Украина". С распространением феномена "украинского поля", что стало свидетельством редкой в истории победы осевшей цивилизации над натиском степи, происходит изменение этнического сознания. Теперь оппозиция порядка и хаоса, софийности и бездны рассматривается не как противопоставление "город - степь", а как сопоставление "город - хутор", где последний символизирует трансформацию степной стихии в ферму, то есть обжитой угол лично отвоеванной природы.

В целом в украинском менталитете и украинской культуре наблюдается параллелизм в изображении жизни природы и человека, органическая связь природного и социального.

Следовательно, национальная ментальность и ее архетипы формируются в общественном сожительстве данного этноса, четко не усвідомлюючись, в результате усвоения его культуры и, в свою очередь, обратно влияют на все сферы жизнедеятельности данного народа и на развитие его культуры. Понимая, они получают мировоззренчески-философское осмысление, что составляет стержень национальной культуры, ее специфику и влияет на жизнедеятельность народа, его общественную жизнь.