Семья в социальной структуре общества

Структура семьиСемья как малая группа, является исходной в социальной структуре общества, потому что именно в ней и через нее осуществляется включение индивида в сознательное общественную жизнь, в ней он формируется и в ней стремится найти духовную и материальную поддержку. Семья существует с древнейших времен и до наших дней. Устойчивость этой социальной группы основывается на извечной потребности человека в непосредственном воспроизведении жизни, воспитании детей, уходе за престарелыми родителями. Семья - это отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Семья основывается, как правило, на брачных отношениях между мужчиной и женщиной, которые заключаются в соответствии с действующим законодательством. В семье отношения, обусловленные половыми различиями и потребностями, проявляются в виде морально-психологических отношений.

Семья является историческим явлением. Она возникла и видоизменялась вместе с историческим развитием общества и культуры. И хотя брачно-семейные отношения детерминируется в конечном итоге социально-экономическими факторами, однако влияние последних существенно опосредуется культурными, прежде всего моральными и правовыми отношениями и ценностями, поэтому семья развивается сравнительно самостоятельно и характеризуется постоянством и преемственностью традиций, обусловленных данной культурой.

Употребляя понятие "семья" по первобытнообщинного общества, как правило, имеют в виду круг лиц, между которыми были разрешены половые связи. В этом смысле выделяют кровно-семейных семью, в которой такие связи имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, то есть между родителями и детьми; групповую семью, которая возникла в результате дополнения этого ограничения запретом половых связей также между братьями и сестрами, и которая имела две разновидности: ендогамну семью (отношения между членами одного рода) и екзогамну (между членами разных родов); и, наконец, парную семью, которая предусматривала половые связи только между одним мужчиной и одной женщиной, но эти отношения не были устойчивыми и легко разрывались, особенно это касается дислокальної парной семьи, в которой каждый из супругов жил в своей родовой группе. На всех этих ступенях развития семьи основной формой трудовой и бытовой деятельности был род, что имел матриархальную или патриархальную организацию.

Как устойчивое социальное объединение семья возникает в эпоху позднего неолита, в процессе разложения родового строя, и связана с появлением частной собственности, классов и государства. Семья основывается на определенных формах брачных союзов, наиболее распространенными среди которых являются полигамия и моногамия.

Полигамия, или многоженство, - это такой брак (семья), за которого один из супругов может иметь несколько брачных партнеров. Различают полигамию, или многоженство, и полиандрию, или многозамужество. Полигиния - одна из исторических форм брака, при которой человек находится одновременно в нескольких брачных отношениях с разными женщинами и которая часто-густо реализуется в форме семьи гаремного типа. Полиандрый - это архаичная, значительно более редкая по полигонию, форма брака, при которой женщина может находиться одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В прошлом веке полиандрия была распространена среди некоторых групп среди эскимосов и алеутов и до недавнего времени - среди некоторых этнических меньшинств Тибета и Индостана. 

Моногамия представляет собой исторически обусловленную форму брака (семьи), по которой мужчина женат с одной женщиной и в соответствии женщина состоит в браке только с одним мужчиной. Супружеский союз между ними санкционированный обществом и часто-густо имеет пожизненный характер. Даже в тех странах, где юридические и социальные нормы не требуют моногамной семьи, она является наиболее распространенным типом семейно-брачных отношений.

Наиболее распространенной формой моногамной семьи была патриархальная семья, которая управлялась отцом и стала возможной благодаря закріпаченню женщины, что произошло в результате уменьшения ее экономической роли и сосредоточения в руках мужчины. Патриархальная семья была сугубо моногамной только для женщины. Перед мужем развитие рабства и других форм зависимости и господства открыл новые возможности для многоженства - наложництво рабынь, гетеризм, проституция. В странах Востока многоженство было преподнесено до ранга законной формы брака, однако даже европейская патриархальная семья состояла как из родственников - потомков одного отца с их женщинами и детьми, так и с домашних рабов, в том числе и наложниц.

При феодализме распространение мировых религий, прежде всего христианства, оказало значительное влияние на развитие семьи, окультурюючи, одухотворюючи ее социально-экономические основы. Однако осознание этого приобрело противоречивых форм. Противоречия в семье между "поневолювачем мужем и порабощена женщиной", дополненные не менее острыми конфликтами между экономическими целями патентованную моногамии и избирательностью полового влечения, что сильнее всего проявляется в чувстве любви, в духовной культуре, осознавались через идеал "рыцарской любви" и "рыцарского отношения к женщине". Но поскольку главной функцией семьи оставалась функция экономически-хозяйственная, а основой брачных отношений - отношения господства и подчинения, то эти ценности в общественном сознании воспринимались как такие, которые касаются не брака и функционируют не в браке, а за ним, как его антиподы.

Индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерный для феодализма связь между жизнью семьи и производством, а из всех экономических функций оставила во многих семьях лишь функцию организации быта. Большинство семей стали состоять только из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархического и менее авторитарного характера. Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в значительной степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на дискриминацию в оплате труда женщин. Под влиянием выступлений прогрессивных сил во многих странах женщинам были предоставлены гражданские права и даже право на развод. Брак и семья с экономической институты все больше превращались в морально-правовой союз мужчины и женщины, что основывается на личном выборе и любви. Любовь постепенно становится основой, высшим моральным законом семейно-брачных отношений.

В начале XX ст., и особенно в его второй половине, в индустриально развитых странах большинство социальных мыслителей констатирует кризис патриархальной семьи, что проявляется в уменьшении почти до нуля ее экономически-хозяйственных функций, в эмансипации женщин и усилении феминистского движения, в значительном освобождении семьи от воспитательных функций благодаря усовершенствованию системы общественного воспитания и образования, в гипертрофированном росте разводов, в нежелании значительной части молодежи вступать в брак и создавать семью, в уменьшении количества повторных браков. Все это, безусловно, дает основания для вывода о кризисе современной семьи, однако это может быть и свидетельством становления новой формы семьи. Так, российский социолог Ю. Рюриков приходит к выводу, что с начала XX в. начинается расписание патриархальной семьи и становления новой биархатной семьи (от латинского би - два, и архи - превосходство, председательство). Новая форма семьи - біархатна семья - будет основываться на гармоничном сочетании мужского и женского начал в семье, на "ровной и полноправной неравенства" супругов, когда муж и жена гармонично будут объединять свои усилия в выполнении общих функций семьи и дополнять друг друга преимуществами мужской и женской исторически развитой антропосоциокультурой природы. Преимущество мужской природы усматривается в том, что человек находится в творческом поиске нового, является первооткрывателем новых форм жизнедеятельности, а женской в том, что женщина держит и закрепляет социокультурные достижения и достояние. Образно говоря, человек открывает новые материки, а женщина их цивилизирует.

Жизнь и социальные функции семьи достаточно многогранны: они связаны с интимной жизнью супруги, продолжением рода - воспроизведением человека, воспитанием нового поколения, социализацией личности, с совместным ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью в быту. Все это невозможно без соблюдения моральных норм и без душевно-духовного общения. У каждого человека есть непреодолимая потребность не просто в общении, а именно в интимной душевно-духовном общении, в котором она может выразить, излить свою душу, найти поддержку, признание, искреннюю заинтересованность, сопереживание и сочувствие, которые помогают ей в решении как социально ориентированных, так и личностных проблем. Именно в семье создается и особая атмосфера открытости, доверия, взаимопомощи, которые воспитываются в человеке как неотъемлемые качества личности. Семья является тем микросредой, климат которого способствует (или) препятствует сохранению и развитию моральных и физических сил человека.

Лишь малая социальная группа близких людей, которой является семья, способная объединять на принципах любви воспитание и социализацию ребенка с его одновременным индивидуализацией.

Сохраняется, а в последнее время приобретает большее значение, учитывая экономическую ситуацию в стране, хозяйственно-бытовая функция семьи, связанная с ведением домашнего хозяйства и внутреннесемейным удовольствием бытовых нужд. Именно здесь происходит воспроизведения физических и духовно-душевных сил человека, которые способствуют лучшему выполнению ею своих производственных, социальных и культурных функций в социуме.